Предыдущая Оглавление

Попытаемся проанализировать эти проекты. Несомненно, они соответствуют уровню развития советской военной и технической мысли середины 30-х годов. Вместе с этим необходимо отметить ряд недостатков.

Первое. Мобилизационный проект должен, по идее, позволять переоборудование корабля в самые сжатые сроки с минимальным объемом переделок. Проекты АВТР требовали частичной перестройки кораблей, объем требований к которой с течением времени сокращался до вполне приемлемого уровня. При перестройке судна "Читта ди Мессина" в гидроавиатранспорт "Джузеппе Миралья" итальянской верфи в Специи понадобилось три года, правда, при этом провели усиление противоминной защиты. Маловероятно, что у советских верфей работы по предложению НИВК заняли бы менее полугода, особенно учитывая их загруженность постоянно возрастающими военными заказами.

Главную часть АВТР составляют самолеты. И здесь положение является весьма сложным. Тяжелые корабельные самолеты отсутствовали, а проекты содержат ТТЭ на такую машину. Это должен был быть двухпоплавковый моноплан, складывающийся для удобства хранения, бомбардировщик-торпедоносец. Вес - 6500 кг, нагрузка - 2900 кг, мощность мотора - 1200 л.с., скорость - 270 км/ч, габариты: размах крыла -24 м, длина - 15 м, ширина в сложенном виде - 8,5 м, запас горючего - на три часа полета. К сожалению, проект такого самолета так и не был разработан, кроме того отсутствовал мотор. В проекте НИВК есть и другой вариант требований: вес - 4000 кг, нагрузка - 1830 кг, скорость 270 км/ч, вооружение - два пулемета и 400 кг торпеда калибром 450 мм, горючего на три часа. Это несколько походит на самолет Р-5П.

Основной самолет КОР-1 не оправдал тех надежд, которые на него возлагали моряки. Универсальное использование его было невозможно, он оказался посредственным разведчиком и бомбардировщиком, и совершенно не мог быть истребителем. С предлагаемой в проекте катапульты запустить его также было невозможно. Мореходность КОР-1 оказалась ниже всякой критики. Прочие приводимые в таблице НИВК типы: ТБ-1П, МР-6, МБР-2, КР-1, С-62, СПЛ никогда не использовались с борта кораблей и не были к этому приспособлены.

Отсутствовали и специалисты и опыт организации корабельной службы на носителях гидроавиации. Не удалось пока выяснить, насколько широко проводились опытно-исследовательские работы по вопросам, связанным с авианесущими кораблями в этот период. Особый вопрос - снабжение всех запланированных 32 единиц катапультами, ведь их в СССР в 30-40 гг. было не более дюжины, из которых половина импортного производства. Проводились опытные работы по тентам, без реального применения на кораблях.

Тактико-технические элементы

АВТР для легкой авиации

АВТР для тяжелой авиации

Проект 2393

Длина

Наибольшая

112

112

104

по ватерлинии м

110

110

100,5

Ширина по ватерлинии м

15,5

15

15

Высота борта на миделе м

8,54

8,54

8,3

Осадка при водоизмещении:

стандартном

4,1

4,4

полном м

4,75

5,06

6,3

Мощность механизмов л.с. 

4000

4000

2500

Тип механизмов, число

Дизели 2 шт.

Дизели 2 шт.

Паровая машина, 3 котла

Скорость хода:

полная

14,5 узлов

14,5 уз

11,5 уз

экономическая

13 уз.

13 уз.

Район плавания

5400 миль

5400 миль

5600 миль

Вооружение:

самолеты

16 КОР-1

9 тяжелых, 3 КОР-1

18 КОР-1

Боекомплект к самолетам:

пулеметные патроны

100000 шт.

100000 шт.

48200 шт.

Бомбы АФ 250

30 шт.

400 шт.

АФ 100

128 шт.

530 шт.

400 шт.

АФ 82

400 шт.

АФ 50

100 шт.

АФ 32

100 шт.

1028 шт.

АФ 15

200 шт.

Артиллерия:

76,2 мм 34 К

2

75 мм

4

45мм

6

4

Пулеметы:

 12,7 мм

2 счетвер.

7,62 мм

10

10

Боезапас на ствол:

76,2 мм

698 шт.

75 мм

400 шт.

45 мм

20000 шт.

12,7 мм

5000 шт.

7,62 мм

10000 шт.

100000 шт.

Прожекторы:

75 см.

2

60 см.

2

45 см.

2

2

35 см,

1

1

Дальномеры:

3 м

2

1,5 м

1

1

Водоизмещение:

стандартное

4090

4280

полное тонн

4743

4933

Ок. 6500

Вместе с этим стоит отметить работу НИВК как первую в своем роде в СССР, затрагивающую вопросы проектирования авианесущих кораблей, с анализом их тактических задач и возможного состава вооружения. Интерес к гидроавианосцам пропал после начала проектирования авианосцев для колесной авиации, способной гораздо лучше выполнять все задачи. Однако странно, что разработки мобилизационного переоборудования гражданских судов не были использованы для выработки требований к переоборудованию транспортов в носители колесной авиации. В годы Второй мировой войны из таких судов образовался новый подкласс авианосцев - эскортные.

Использованы материалы РГА ВМФ: фонды р-1483,оп. 1,д. 201,р 441, там же on. 6, д. 410,411, on. 7, д. 144, on. 14, д. 10.

Предыдущая Оглавление

Hosted by uCoz