Попытаемся проанализировать эти проекты. Несомненно, они соответствуют уровню развития советской военной и технической мысли середины 30-х годов. Вместе с этим необходимо отметить ряд недостатков.
Первое. Мобилизационный проект должен, по идее, позволять переоборудование корабля в самые сжатые сроки с минимальным объемом переделок. Проекты АВТР требовали частичной перестройки кораблей, объем требований к которой с течением времени сокращался до вполне приемлемого уровня. При перестройке судна "Читта ди Мессина" в гидроавиатранспорт "Джузеппе Миралья" итальянской верфи в Специи понадобилось три года, правда, при этом провели усиление противоминной защиты. Маловероятно, что у советских верфей работы по предложению НИВК заняли бы менее полугода, особенно учитывая их загруженность постоянно возрастающими военными заказами.
Главную часть АВТР составляют самолеты. И здесь положение является весьма сложным. Тяжелые корабельные самолеты отсутствовали, а проекты содержат ТТЭ на такую машину. Это должен был быть двухпоплавковый моноплан, складывающийся для удобства хранения, бомбардировщик-торпедоносец. Вес - 6500 кг, нагрузка - 2900 кг, мощность мотора - 1200 л.с., скорость - 270 км/ч, габариты: размах крыла -24 м, длина - 15 м, ширина в сложенном виде - 8,5 м, запас горючего - на три часа полета. К сожалению, проект такого самолета так и не был разработан, кроме того отсутствовал мотор. В проекте НИВК есть и другой вариант требований: вес - 4000 кг, нагрузка - 1830 кг, скорость 270 км/ч, вооружение - два пулемета и 400 кг торпеда калибром 450 мм, горючего на три часа. Это несколько походит на самолет Р-5П.
Основной самолет КОР-1 не оправдал тех надежд, которые на него возлагали моряки. Универсальное использование его было невозможно, он оказался посредственным разведчиком и бомбардировщиком, и совершенно не мог быть истребителем. С предлагаемой в проекте катапульты запустить его также было невозможно. Мореходность КОР-1 оказалась ниже всякой критики. Прочие приводимые в таблице НИВК типы: ТБ-1П, МР-6, МБР-2, КР-1, С-62, СПЛ никогда не использовались с борта кораблей и не были к этому приспособлены.
Отсутствовали и специалисты и опыт организации корабельной службы на носителях гидроавиации. Не удалось пока выяснить, насколько широко проводились опытно-исследовательские работы по вопросам, связанным с авианесущими кораблями в этот период. Особый вопрос - снабжение всех запланированных 32 единиц катапультами, ведь их в СССР в 30-40 гг. было не более дюжины, из которых половина импортного производства. Проводились опытные работы по тентам, без реального применения на кораблях.
Тактико-технические элементы |
АВТР для легкой авиации |
АВТР для тяжелой авиации |
Проект 2393 |
Длина |
|||
Наибольшая |
112 |
112 |
104 |
по ватерлинии м |
110 |
110 |
100,5 |
Ширина по ватерлинии м |
15,5 |
15 |
15 |
Высота борта на миделе м |
8,54 |
8,54 |
8,3 |
Осадка при водоизмещении: |
|||
стандартном |
4,1 |
4,4 |
|
полном м |
4,75 |
5,06 |
6,3 |
Мощность механизмов л.с. |
4000 |
4000 |
2500 |
Тип механизмов, число |
Дизели 2 шт. |
Дизели 2 шт. |
Паровая машина, 3 котла |
Скорость хода: |
|||
полная |
14,5 узлов |
14,5 уз |
11,5 уз |
экономическая |
13 уз. |
13 уз. |
|
Район плавания |
5400 миль |
5400 миль |
5600 миль |
Вооружение: |
|||
самолеты |
16 КОР-1 |
9 тяжелых, 3 КОР-1 |
18 КОР-1 |
Боекомплект к самолетам: |
|||
пулеметные патроны |
100000 шт. |
100000 шт. |
48200 шт. |
Бомбы АФ 250 |
30 шт. |
400 шт. |
|
АФ 100 |
128 шт. |
530 шт. |
400 шт. |
АФ 82 |
400 шт. |
||
АФ 50 |
100 шт. |
||
АФ 32 |
100 шт. |
1028 шт. |
|
АФ 15 |
200 шт. |
||
Артиллерия: |
|||
76,2 мм 34 К |
2 |
||
75 мм |
4 |
||
45мм |
6 |
4 |
|
Пулеметы: |
|||
12,7 мм |
2 счетвер. |
||
7,62 мм |
10 |
10 |
|
Боезапас на ствол: |
|||
76,2 мм |
698 шт. |
||
75 мм |
400 шт. |
||
45 мм |
20000 шт. |
||
12,7 мм |
5000 шт. |
||
7,62 мм |
10000 шт. |
100000 шт. |
|
Прожекторы: |
|||
75 см. |
2 |
2 |
|
60 см. |
2 |
||
45 см. |
2 |
2 |
|
35 см, |
1 |
1 |
|
Дальномеры: |
|||
3 м |
2 |
||
1,5 м |
1 |
1 |
|
Водоизмещение: |
|||
стандартное |
4090 |
4280 |
|
полное тонн |
4743 |
4933 |
Ок. 6500 |
Вместе с этим стоит отметить работу НИВК как первую в своем роде в СССР, затрагивающую вопросы проектирования авианесущих кораблей, с анализом их тактических задач и возможного состава вооружения. Интерес к гидроавианосцам пропал после начала проектирования авианосцев для колесной авиации, способной гораздо лучше выполнять все задачи. Однако странно, что разработки мобилизационного переоборудования гражданских судов не были использованы для выработки требований к переоборудованию транспортов в носители колесной авиации. В годы Второй мировой войны из таких судов образовался новый подкласс авианосцев - эскортные.
Использованы материалы РГА ВМФ: фонды р-1483,оп. 1,д. 201,р 441, там же on. 6, д. 410,411, on. 7, д. 144, on. 14, д. 10.