Проект 705А
В 1962 году на базе проекта 705 скоростной торпедной подводной лодки с реактором на жидкометаллическом теплоносителе в СКБ-143 был выполнен предэскизный проект 705А лодки, оснащенной противокорабельным комплексом с подводным стартом «Аметист».
АПЛ проекта 705А с ПКР «Аметист"
Шесть наклонных контейнеров с крылатыми ракетами предполагалось разместить в развитом ограждении рубки «лимузинной» формы и в верхней части дополнительного отсека, «врезанного» в прочный корпус лодки перед реакторным отсеком. Остальные элементы конструкции и вооружения проекта 705А практически полностью повторяли соответствующие элементы проекта 705. Однако параллельно с вариантом, имеющим корпус из титанового сплава, прорабатывался вариант и с прочным корпусом из стали, имеющий значительно большее водоизмещение (нормальное — 4085 м3).
Двухкорпусная лодка, выполненная из титановых сплавов, должна была иметь главную энергетическую установку мощностью 40.000 л. с. с одним жидкометаллическим реактором. Была предусмотрена всплывающая спасательная камера, способная вместить весь экипаж корабля (аналогично пр. 705). Торпедное вооружение должно было состоять из шести 533-мм торпедных аппаратов с боезапасом 18 торпед.
Характеристика ПЛАРК проекта 705А (в варианте с титановым корпусом)
Длина наибольшая м | 81,0 |
Ширина наибольшая м | 8,0 |
Средняя осадка м | - |
Водоизмещение, м3 | |
нормальное | 2385 |
полное. | - |
Запас плавучести % | - |
Предельная глубина погружения м | 400 |
Рабочая глубина погружения м | - |
Полная скорость подводного хода уз. | 37,0 |
Надводная скорость уз. | 8,0-10,0 |
Автономность сут. | 50 |
Экипаж чел. | 24 |
Однако работы по созданию лодки проекта 705А не получили практической реализации (сказалось затягивание работ по созданию ее прототипа — торпедной лодке 705-го проекта). Дальнейшим продолжением этого направления стал проект 686.
Проект 705Д
В СКБ-143 были подготовлены инициативные предложения по проекту 705Д, в котором реактор на ЖМТ предполагалось заменить на водоводяной реактор. Однако эти предложения не получили поддержки.
В технической справке ФЭИ по анализу опыта эксплуатации ядерных энергетических установок с ЖМТ, подготовленной в 1998 году, говорится, что в настоящее время подобные установки могут и должны рассматриваться на конкурсной основе вместе с водоводяными паропроизводящими установками для использования в проектах АПЛ ближайшей и более отдаленной перспективы.
Проект 945
Параллельно с работами по проектированию многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения, в ведущих конструкторских бюро страны, отраслевых и флотских научных центрах, велись поисковые работы по АПЛ третьего поколения. В частности, Горьковское (ныне нижегородское) ЦКБ-112 «Лазурит» в начале 60-х годов разработало предэскизный проект под номером 673 — многоцелевую атомную подводную лодку, в конструкции которой было заложено много передовых решений — полуторакорпусная схема, обводы, оптимальные с точки зрения гидродинамики (без ограждения рубки), одновальная энергетическая установка с одним реактором и т. п. В дальнейшем работы по новым многоцелевым АПЛ в Горьком были продолжены. Одна из таких проработок и была в 1971 году положена в основу проекта первого советского атомохода 3-го поколения.
Расширение боевых возможностей американского флота — в первую очередь, его подводной составляющей, развивавшейся в 1960-80-х гг. наиболее динамично, требовало резкого увеличения противолодочного потенциала советского ВМФ. В1973 году в нашей стране в рамках комплексной программы «Аргус» была разработана концепция противолодочной обороны страны. В рамках этой концепции ЦНПО «Комета» (генеральный конструктор А.И. Савин) началась реализация программы создания комплексной системы освещения обстановки «Нептун» (КСОПО «Нептун»), включающей:
- центральное звено системы — центр сбора, обработки, отображения и распределения информации, отражения;
- стационарные системы освещения подводной обстановки, работающие по различных физическим полям ПЛ;
- гидроакустические буи, выставляемые в океанах кораблями и самолетами;
- космические системы обнаружения подводных лодок по различным демаскирующим признакам;
- маневренные силы, включающие самолеты, надводные корабли и подводные лодки. При этом атомные многоцелевые подводные лодки нового поколения, обладающие повышенными поисковыми возможностями, рассматривались как одно из важнейших средств обнаружения, слежения и (после получения соответствующей команды) уничтожения субмарин противника.
Тактико-техническое задание на разработку большой атомной многоцелевой подводной лодки было выдано в марте 1972 г. При этом ВМФ ставилась задача ограничить водоизмещение в пределах, обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны (в частности — на горьковском заводе «Красное Сормово»). Основным назначением новых АПЛ проекта 945 (шифр «Барракуда») должно было стать слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. Главным конструктором проекта являлся Н.И. Кваша, а главным наблюдающим от ВМС — И.П. Богаченко.
АПЛ проекта 945