Появление уже после окончания «холодной войны» в составе российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 году этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:
— потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;
— установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;
— оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.
К компании по борьбе с российским подводным кораблестроением подключилась и международная неправительственная экологическая организация «Гринпис», активно выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми установками (в первую очередь, разумеется, российских, представляющих, по мнению «зеленых», наибольшую экологическую опасность). С целью «исключения ядерных катастроф», «Гринпис» рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса.
Однако темпы пополнения ВМФ новыми многоцелевыми подводными лодками к середине 90-х годов резко замедлились, что сняло для США остроту проблемы, хотя усилия «экологов» (многие из которых, как известно, тесно связаны с НАТОвскими спецслужбами), направленные против российского флота, не прекратились и по сей день.
В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (Рыбачий) флотов. Они достаточно активно (разумеется, по меркам нынешнего времени) используются для несения боевой службы.
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ
Проект П-627А
В 1956 году было принято решение о создании на базе многоцелевой АПЛ проекта 627А опытной атомной подводной лодки с ракетным вооружением. Корабль предназначался для нанесения ударов стратегической крылатой ракетой П-20 с ядерным зарядом, разрабатываемой в ОКБ С.В. Ильюшина, по объектам противника, расположенным как на побережье, так и в глубине его территории.
Технический проект лодки П-627А был выполнен СКБ-143 к концу 1957 г., и в начале 1958 г. началась разработка рабочих чертежей. Первоначально работы велись под руководством главного конструктора В.Н. Перегудова. В 1959 году главным конструктором по проекту П-627А был назначен начальник проектного отдела СКБ-143 Г.Я. Светлов.
Общая конструкция корабля, главная энергетическая установка и основное оборудование фактически не отличались от АПЛ проекта 627А.
Крылатая ракета (или по терминологии того времени — самолет-снаряд) с максимальной дальностью стрельбы 3500 км размещалась в контейнере диаметром 4,6 м и длиной 25 м, расположенном на палубе непосредственно за ограждением рубки. Стартовая масса ракеты составляла порядка 30 т.
Пуск КР производился из надводного положения. Для этого тележку с ракетой выкатывали из контейнера на лафет, который затем устанавливался со стартовым углом возвышения 16° и закреплялся на контейнере. После старта лафет вновь опускался и тележка убиралась в контейнер, который снова герметизировался, после чего лодка могла погружаться. Расчетное время нахождения в надводном положении для пуска ракеты составляло 6,5 минуты.
Кроме ракетного вооружения, лодка оснащалась четырьмя 533-мм и двумя 400-мм торпедными аппаратами (боекомплект, соответственно, четыре и шесть торпед). Предполагалось, что постройка лодки П-627А, которая рассматривалась как опытная, будет вестись в Северодвинске. Затем планировалось построить еще 18 серийных ПЛАРК проекта 653, являющихся дальнейшим развитием пр. П-627А и оснащенных двумя крылатыми ракетами П-20. В процессе старта двух КР лодка должна была находиться на поверхности в течение 10 мин. Начать строительство лодок 653-го проекта предполагалось в 1959 году.
В марте 1957 г., не дожидаясь окончания работ по созданию технического проекта, завод № 402 приступил к заказу материалов для нового корабля и начал его постройку.
Однако в 1960 г. руководство ВМФ изменило свое отношение к стратегическим крылатым ракетам, которые были признаны неперспективными из-за совершенствования средств ПВО потенциального противника. Кроме того, попытки разместить на корабле стратегические крылатые ракеты при традиционном подходе к решению конструкторских задач вели к возрастанию массы и габаритов пускового оборудования.
Работы по комплексу П-20 и подводной лодке П-627А были остановлены. К тому времени корпус лодки был уже фактически сформирован и начались монтажные работы. Были прекращены и работы по проекту 653.
Предпринимались попытки модифицировать корабль П-627А, усилив его торпедное вооружение (проект ПТ-627А). Однако в конечном итоге было решено подводную лодку не достраивать, а ее механизмы и оборудование использовать при постройке последней серийной АПЛ проекта 627А — К-50.
Характеристика ПЛАРК проекта П-627А
Длина наибольшая м | 110,2 |
Ширина наибольшая м | 9,2 |
Средняя осадка м | 6,3 |
Водоизмещение, м3 | |
нормальное | 3950 |
полное. | - |
Запас плавучести % | - |
Предельная глубина погружения м | 285 |
Рабочая глубина погружения м | - |
Полная скорость подводного хода уз. | 25,5 |
Надводная скорость уз. | - |
Автономность сут. | 50-60 |
Экипаж чел. | 90 |
![]() |
![]() |
АПЛ проекта П-627А |
КР П-20 |