АПЛ проекта 659Т
Ракета на подводной лодке транспортировалась в герметическом контейнере (диаметр 1,65 м, длина 12 м), заполненном азотом. Подготовка ракеты к старту осуществлялась дистанционно с пульта управления, расположенного в первом отсеке подводной лодки. Время подъема контейнера из походного в боевое положение (14°) — 125 секунд. Ракетные контейнеры размещались в надстройке (по три на борт). Старт мог выполняться только из надводного положения при волнении моря до 4-5 баллов и скорости хода до 8 узлов.
Торпедное вооружение ПЛАРК 659-го проекта включало четыре 533-мм носовых торпедных аппарата (20 торпед СЭТ-53м и 53-61, максимальная глубина стрельбы - 100 м), а также четыре кормовых ТА калибром 400 мм (максимальная глубина стрельбы — 240 м).
Характеристика ПЛАРК проекта 659
Длина наибольшая м | 111,2 |
Ширина наибольшая м | 9,2 |
Средняя осадка м | 7,6 |
Водоизмещение, м3 | |
нормальное | 3731 |
полное. | 4920 |
Запас плавучести % | - |
Предельная глубина погружения м | 300 |
Рабочая глубина погружения м | 240 |
Полная скорость подводного хода уз. | 29 |
Надводная скорость уз. | 21 |
Автономность сут. | 50 |
Экипаж чел. | 120 |
Ракетоносцы 659-го проекта провели свою относительно короткую службу на Тихоокеанском флоте. В сфере досягаемости их ракет находились цели на Западном побережье США (где находились, в частности, крупнейшие авиазаводы фирмы Боинг в Сиэтле и другие важные промышленные, военные и административные центры), Гавайи, Япония, Панамский канал. Вероятно, ПЛАРК проекта 659 рассматривались и как перспективные корабли для вооружения молодого китайского военно-морского флота (однако охлаждение советско-китайских отношений в начале 60-х годов на несколько десятилетий прервало военно-техническое сотрудничество между двумя великими державами).
Сопоставляя характеристики «главного калибра» лодок 659-го проекта и возможности средств ПВО основного потенциального противника - США, следует признать, что ракеты П-5 имели на рубеже 50-60-х годов весьма высокие шансы поразить назначенные цели. Наиболее мощный американский ЗРК зональной ПВО того времени «Найк-Геркулес» мог бороться с воздушными целями, летящими на высотах не менее 1,5 км, а маловысотный комплекс «Хок» обладал дальность стрельбы, не превышающей 18 км, что позволяло прикрыть этими ракетами лишь ограниченное число объектов. Весьма скромные возможности по борьбе с ракетами типа П-5 имела и истребительная авиация США, основу которой в те годы составляли дозвуковые истребители, не способные бороться с целями, летящими на высоте нескольких сот метров с трансзвуковой скоростью. Сверхзвуковые истребители перехватчики второго поколения — F-101B, F-102, F-104 и F-106, начавшие поступать на вооружение ВВС США в конце 50-х годов, могли поражать своими управляемыми ракетами лишь воздушные цели, летящие на средних и больших высотах, что делало эти самолеты также практически «безвредными» для П-5.
Однако прогнозируемое совершенствование средств противовоздушной обороны потребовало и повышения боевых возможностей крылатых ракет. С 1958 года началась разработка ракеты П-5Д, в состав БРЭО которой вошел доплеровский измеритель скорости и сноса, что позволило повысить точность стрельбы в два-три раза (КВО составило 4 км). Максимальная дальность стрельбы возросла до 500 км. 2 марта 1962 г. П-5Д была принята на вооружение. В 1959 году началось создание КР П-5СН с радиовысотомером (что позволило уменьшить высоту крейсерского полета до 300—400 м, практически недоступную для истребителей-перехватчиков того времени). Велись работы и по снижению радиолокационной заметности (сегодня это называется технологией «стелс»). Все эти меры должны были существенно повысить боевые возможности комплекса, обеспечивая его способность преодолевать средства противовоздушной обороны США. Однако принципиальный недостаток КР — надводный старт, существенно увеличивающий уязвимость корабля-носителя, — устранить так и не удалось. В результате в 1964 году было решено отказаться от стратегических КР, оставив их на вооружении подводных лодок лишь в качестве «второстепенного» оружия, лишь дополняющего противокорабельные оперативные ракеты П-6, также созданные под руководством В.Н. Челомея.
Из-за технической невозможности переоснащения ПЛАРК проекта 659 новым противокорабельным ракетным комплексом было решено переоборудовать эти подводные лодки в торпедные. С августа 1965 г. по конец 1969 года все корабли на судоремонтном заводе в Большом Камне под Владивостоком по проекту 659Т, выполненному в ЦКБ-18 (главный конструктор О.Я. Марголин), были переделаны в атомные торпедные подводные лодки. Ракетное вооружение было снято, вырезы в легком корпусе зашиты, а антенна РЛС управления ракетной стрельбой «Север» — демонтирована. Параллельно было усилено торпедное вооружение лодок.
В 1980 году АПЛ К-66 после аварии была поставлена на консервацию. 21 августа 1983 г. на К-122 произошел пожар, в результате которого погибло 14 человек (лодку было решено не восстанавливать). В 90-х годах все АПЛ проекта 659Т были выведены из состава флота и переданы на утилизацию.