Словацкий Т-72М2
Т-72
В конце 70-х — начале 80-х годов Т-72 стал стандартным основным боевым танком армий стран Варшавского договора и государств, союзных СССР. Лицензионное производство танка было налажено в Индии, Польше, Чехословакии и Югославии. Все эти государства модернизировали «семьдесят двойку» на свой лад. Тем не менее, генеральная линия развития танка оставалась единой — повышение огневой мощи машины путем замены системы управления огнем и усиление бронезащиты.
В Польше танки изготавливались на машиностроительном объединении «Бумар Лабэнды» в г. Гливицы с 1978 года. Работу над первым проектом модернизации Т-72 специалисты Института вооружения и техники Войска польского начали в 1982 году. Проект получил шифр «Ягуар», поскольку именно под этим названием СССР передал полякам комплект техдокументации на «объект 172». «Ягуар» так и не вышел из стадии проработки концепции. В 1986 году появился проект Т-72 «Вилк», предусматривавший возможность доработки танков силами танкоремонтых заводов. В частности, предполагалось заменить советскую систему управления огнем «Волна» на чешскую «Кладиво», разработанную для модернизированного в ЧССР Т-55, или польскую «Мерида», тоже созданную под Т-55.
В «Волков» переоборудовали два танка, которые проходили испытания на польских полигонах. Кроме новой СУО, на них установили бесподсветочные приборы ночного видения «Радомка» (у механика-водителя), пассивно-активный ночной прицел «Лис-Варта», систему предупреждения о лазерном облучении «Обра», антилазерные гранатометы «Теллур», сплошные экраны на ходовую часть (в Польше выпускались Т-72 с секционными металлическими экранами). Предусматривалась возможность установки на корпус и башню динамической защиты «Эрава» или «Эрава-2», разработанной в Польше.
В середине 80-х годов поляки стали выпускать более совершенные Т-72, соответствующие уровню Т-72А, поэтому проект «Вилк» на какое-то время отложили. Отложили, но не забыли. На базе СУО «Мерида» разрабатывалась более совершенная система «Драва». В конечном итоге, из «Волка» получился танк ПТ-91 «Твардый», презентация которого состоялась в июле 1991 г. На танке использовались некоторые узлы и агрегаты западного производства, в частности, тепловизор израильской фирмы Эл-Оп. С целью уменьшения заметности в радиолокационном диапазоне специально для покрытия танка разработана радиопоглощающая краска 1K2KS. Установка дополнительной брони и новых систем вела к росту массы танка; желая сохранить удельную мощность Т-72, фирма PZL-Воля подняла мощность дизеля В-46 в варианте S-850 до 850 л. с., а в варианте S-1000 — до 1000 л. с. По результатам испытаний было решено оснащать ПТ-91 дизелями S-850.
Опытную партию танков ПТ-91 изготовили в 1992 году, а в 1994 году машины начали поступать на вооружение одной из бригад 11-й бронекавалерийской дивизии. На серийных танках устанавливалась французская система управления огнем «Саван- 15Т». По данным на 1997 год, в составе вооруженных сил Польши числилось 20 танков ПТ-91 «Твардый». Не слишком хорошее экономическое положение страны препятствует развертыванию широкомасштабного производства ПТ-91, и на свет божий вновь извлекли более дешевого «Волка». Планировалось модернизировать примерно 300 Т-72, в 1997 году завод в Гливице переоборудовал 30 машин.
В Чехословакии танки Т-72 выпускал завод ZTS в словацком городе Тручанский Мартин. Военная промышленность Чехословакии, а после «развода» и Словакии, тяжело переносила последствия всеобщего одностороннего разоружения, начатого горбачевской перестройкой. Завод в Мартине пытался выживать за счет продажи сельскохозяйственных тракторов; такое «выживание» хорошо характеризует фраза тогдашнего директора Самуэля Кодая: «Один танк дает такую же прибыль, как 79 тракторов, причем мировой рынок сельскохозяйственной техники давно поделен, и продать трактор ненамного легче, чем танк». Положение завода еще более ухудшилось в 1993 году, после окончания изготовления партии из 250 Т-72 для Сирии. Вопрос стоял о сохранении танкового производства в Словакии. Кодай сумел настоять на разработке собственного, словацкого, варианта Т-72. Однако одного желания мало: в отличие от Польши, в Словакии не оказалось серьезных организаций, имеющих опыт проектирования танков. Выход нашли, конечно же, в привлечении специалистов с Запада. Переговоры с французской фирмой SOFMA Кодай начал еще в 1990 году, но тогда осторожные французы из-за неясного будущего Чехословакии на сотрудничество не пошли. Зато в 1993 году без особых проблем удалось заключить контракт на проект модернизации Т-72 с французской фирмой SFIM и бельгийской SABCA.