В Ленинграде Кировский завод производил тяжелые танки КВ. Завод №174 им. К.Е.Ворошилова, завершая выпуск легких танков Т-26, готовился к выпуску новых легких танков Т-50. В Москве завод №37 выпускал легкие танки Т-40. Танки Т-34 выпускали ХПЗ и СТЗ. Последний только что освоил их выпуск. И в числе 1110 танков Т-34, изготовленных в первом полугодии 1941 г. были и 294 машины, выпущенные на берегах Волги.
24-25 июня 1941 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) была поставлена задача создать на востоке страны новые центры по выпуску танков KB, Т-34, Т-50, а также танковых дизелей. Постановлением ГКО от 1 июля план выпуска Кировскому заводу, ХПЗ и СТЗ был резко повышен. Производство Т-34 также должен был начать и завод №112 ("Красное Сормово") в г. Горьком. Сормовские танки стали поступать в войска уже в октябре 1941 г.
11 сентября 1941 г. был образован Наркомат танкостроения, которому был передан ряд тракторных, дизельных, бронекорпусных и т.д. заводов. Возглавил НКТС заместитель председателя СНК СССР В.А. Малышев. По линии ГКО за танкостроение отвечал В.М. Молотов. До войны в руководящих сферах много говорилось о необходимости перебазирования военной промышленности на Урал, в Сибирь, в Среднюю Азию, т.е. районы, которые были недосягаемы для авиации тех времен. Сделано, однако, для этого было мало. Это был большой просчет, приведший к тяжелым последствиям.
Первыми еще в июле начали эвакуироваться на восток с приближением вражеских дивизий к Ленинграду танковые цеха Кировского завода.
В середине августа начались налеты вражеской авиации на Харьков. 15 сентября ХПЗ получил приказ приступить к эвакуации танкового производства в Нижний Тагил на вагоностроительный завод. Туда же прибыли сотрудники Института электросварки АН УССР во главе с его директором Е.О. Патоном. Это было очень удачное решение. Кстати, идею о переводе группы Патона в Нижний Тагил подал В.А. Малышев, когда они встретились в первые дни войны на одном из уральских заводов.
Т-34 на Уральском заводе транспортного машиностроения (УЗТМ) осматривается после ходовых испытаний
Началась грандиозная операция по перевозке ХПЗ на Урал. Сначала туда были отправлены конструкторы, технологи, а также наиболее ценные и сложные станки. Первые прибывшие подготовили помещения для расстановки оборудования. Затем двинулись эшелоны с рабочими, их семьями, станками, материалами, а также с корпусами еще не собранных танков. В сентябре выпуск лишь немного снизился по сравнению с августом. Вот данные выпуска по месяцам: июль - 225, август - 250, сентябрь - 220, октябрь - 30. Производство танков в Харькове прекратилось 19 октября. В этот день город покинул последний, 41-й по счету эшелон. И последние 120 заводчан уже на автомобилях покинули город. Саперы взрывали мартены, портальные краны, электростанцию.
Новый завод в Нижнем Тагиле получил название Уральский танковый завод №183 им. Коминтерна. Директором его стал Ю.Е. Максарев. Уральский завод был объединен с Московским станкостроительным заводом им. С. Орджоникидзе, получил часть оборудования и сотрудников заводов "Красный Пролетарий" и Станколит. Прибыли туда и специалисты Мариупольского броневого завода.
Героизм, трудовая инициатива, самоотверженность рабочих и инженеров позволили уже в конце декабря, т.е. всего через два месяца после прекращения выпуска танков в Харькове, собрать (частично из привезенного с собой задела) и отправить на фронт 25 боевых машин. Всего же завод выпустил с начала войны более 750 танков.
Поначалу не хватало бронекорпусов и башен. Их получали из Свердловска с Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ).
Но вскоре завод стал сам обеспечивать себя полностью всеми необходимыми для сборки танков узлами. И вот результат: в январе 1942 года выпущено 75 машин, в феврале - 140, в марте - 225, в апреле - 380. Максимальный месячный выпуск - 758 машин - был достигнут в декабре.
СТЗ (директор Б.Я. Дулькин, позднее К.А. Задорожный, главный инженер - А.Н. Демьянович) во второй половине 1941 г дал фронту 962 танка, "Красное Сормово" (директор - Д.В. Михалев, главный инженер - Г.И. Кузьмин) - 173. А все три завода за указанный отрезок времени выпустили 1885 машин. За весь год было передано армии 2995 танков Т-34.
1942 г принес еще большие успехи в производстве средних танков. Свой вклад внес ЧКЗ (директор - И.М. Зальцман, главный конструктор - Ж.Я. Котин), построив с августа по декабрь 1055 машин. С октября к ним присоединился УЗТМ (директор - Б.Г. Музруков), выпустив 267 машин до конца года. СТЗ вынужден был прекратить выпуск Т-34 в августе, когда бои шли уже на территории завода. В этом месяце под бомбами и снарядами завод изготовил 240 машин. Эстафету принял завод №174, включившись, наконец, в выпуск средних танков. Общий итог 1942 года - 12520 Т-34. Тяжелых танков KB - 2553. Всего же танков и СУ - 24445.
В 1943 г пять заводов передали фронту 15696 танков Т-34. К этому надо добавить 1383 самоходные артиллерийские установки на базе Т-34 - СУ-122 и СУ-85.