На базе Т-34 во время войны, а также после ее окончания были созданы несколько бронированных вспомогательных машин. С 1943 г. применялся мостоукладчик (длина моста 7,7 м). Чехословацкие конструкторы на базе Т-34 создали мостоукладчик МТ-34. Мост при грузоподъемности 50 т имел длину 16 м. Масса машины составляла 32 т, экипаж - 2 человека. А танковый тягач Т-34-Т (1944 г.) - был по существу танком без башни с заделанным отверстием под башню. Он имел боевую массу 25 т, экипаж 2 человека и сохранил лобовой пулемет.
Созданный в 1958 г. бронетягач под тем же обозначением Т-34-Т имел массу 31 т, экипаж - 2 человека и был вооружен пулеметом в шаровой установке в лобовом листе корпуса (как на танке). На тягаче вместо башни устанавливалась грузовая платформа. Он имел кран грузоподъемностью 3 т.
В 1955 году появился самоходный кран СПК-5, грузоподъемностью 10 т для снятия башен танков. Кран монтировался вместо башни. Масса машины - 28 т, экипаж - 2 человека. Вооружение отсутствовало.
Модернизированный образец машины (другое электрооборудование) имел обозначение СПК-5/10М.
В 1944 г. на заводе №75 в Харькове создан небронированный артиллерийский тягач АТ-45 с ходовой частью Т-34.
Для Т-34 в 1942 г. был разработан катковый колейный трал ПТ-3 массой 5,3 т. Ширина колеи траления 1,2 м, скорость - 10-18 км/ч.
![]() |
![]() |
БРЭМ на базе Т-34 | Тягач на базе Т-34 |
Кран СПК-5 на базе Т-34