Т-64
Первой частью, получившей на вооружение танки Т-64, стала 41-я гвардейская танковая дивизия. Дивизия размещалась поблизости от завода №75 (завод им.Малышева), выпускавшего Т-64. Вероятно, выбор подразделения, расположенного рядом с заводом-изготовителем, диктовался необходимостью оказания помощи танкистам в эксплуатации и техническом обслуживании новой техники бригадами заводских специалистов.
Вместо подвески без использования поддерживающих катков, применявшейся на предыдущих моделях советских танков, Т-64 имеет поддерживающие гусеницу катки с гидромеханической амортизацией. Конструкция опорных катков вызвала у западных экспертов недоумение вплоть до насмешек. Катки изготовлены штамповкой из плоского листа металла (что позволяет экономить вес) и не имеют резиновых ободов. Подобная конструкция опорных катков вызывает высокий уровень вибраций и увеличение шумности при движении.
Во всех западных публикациях подчеркиваются серьезные проблемы, связанные с пятицилиндровым двухтактным оппозитным поршневым двигателем с высокой степенью сжатия. Хотя подобные двигатели и имеют высокую удельную мощность, у них есть тенденция часто выключаться от перегрева. Весьма вероятно, что конструкторов мотора советского танка «вдохновлял» двигатель L60, установленный на английском танке «Чифтен». Детальные чертежи двигателя L60 в 60-х годах добыли советские секретные службы. Хорошо известно, что с двигателем L60 в течение некоторого времени была масса проблем.
Т-64А в экспозиции ЦМВС
Использование подобного двигателя повлияло также на возможности танка Т-64 по преодолению по дну водных преград. Вместо трубы-воздухозаборника и клапана для выброса отработанных газов, обычно устанавливавшихся на советских танках для форсирования водоемов по дну, на Т-64 применили специальный шноркель. Ряд сложностей, связанных с установкой трансмиссии, проистекал из-за низкого корпуса танка.
Танки Т-64 первых выпусков легко узнаваемы по поручням на передней части башни. Вызывает удивление факт установки на новом танке старой 115-мм пушки. Возможно, первоначально планировалось оснастить Т-64 короткоствольным вариантом 125-мм орудия и, скорее всего, танки со 115-мм пушками являются прототипами.
Т-64А
Данный вариант значительно отличается от первоначальной модели прежде всего установкой длинноствольной 125-мм пушки. На танках Т-64А применяется система автоматического заряжания, с самого начала породившая кучу проблем. Известно, что автомат заряжания недостаточно хорошо защищен, и его работа ненадежна. Вращающийся «карусельный» магазин расположен на полу башни; в нем хранятся 24 боеприпаса раздельного заряжения, которые расположены по кругу, головкой снаряда к центру; непосредственно за снарядом находится заряд. Подобная конструкция автомата заряжения резко отличается от системы танка Т-72, использующей кассетный принцип. Размещение в карусели боеприпасов различного типа требует наличия системы автоматического выбора нужного типа снаряда. Выбор нужного снаряда осуществляется стрелком; после окончания процесса заряжания орудия он получает сигнал «готов к выстрелу». Пушка танка стабилизирована только по углу возвышения, ориентация по азимуту поддерживается вручную разворотом башни, в результате технически сложно реализовать систему прицеливания, учитывающую поправку на ветер. Скорее всего, стрелок корректирует наводку орудия с поправкой на ветер самостоятельно. Это невероятно, но угол упреждения при стрельбе по движущимся целям рассчитывается и отслеживается автоматически. Видимо, точка прицеливания, рассчитанная ЭВМ, высвечивается в поле зрения прицела стрелка.