Броню, пулеметы и все прочее оборудование с них списали как утильсырье, вернули на станцию в Темуке, где и выбросили на свалку. Департамент Общественных работ в Крайстчерче сделал запрос на часть рифленого железа от этих машин, однако прибыль от него оказалась настолько невелика, что покрыла лишь стоимость его перевозки в Крайстчерч, на чем история танков Боба Сэмпла и завершилась!
Как же выглядела эта все-таки весьма необычная машина и как она была устроена?
Вес трактора D8 составлял 14,5 т. Превращение его в танк повлекло за собой установку более длинных гусениц, соответствующих длине корпуса надгусеничных полок и перенос места водителя на левую сторону. А его вес увеличился до 25 т. Управление для запуска двигателя было помещено внутри танка. Броня для корпуса выполнялась из полудюймовой (12,7 мм) 12% марганцевой стали из нескольких рифленых панелей, которые крепились на корпусе из мягкой стали толщиной 8 мм. Башня была также из мягкой стали, к которой привинчивались четыре сегмента из полудюймовой марганцевой брони. Два треугольных выступа на крыше корпуса защищали погон башни, а ограждение слева не давало возможности вести огонь из башенного пулемета в том секторе, где находилась командирская башенка. Вооружение танка состояло из шести стандартных пехотных пулеметов «Брен», которые монтировались в шаровых установках. Два впереди корпуса, по одному с каждого борта, один сзади и один в башне. Наблюдение за огнем велось через треугольное отверстие в шаровой маске каждого пулемета. Кроме того, на танке имелись смотровые щели, прикрывавшиеся броневыми задвижками.
![]() |
![]() |
Модернизированный танк Боба Сэмпла с измененной ходовой частью и удлиненным корпусом (пунктиром показана первоначальная длина моторного отделения) | Танк Боба Сэмпла в Бурнгамском лагере, декабрь 1940 г. |
Экипаж состоял из водителя, механика, сидевшего позади него, а также шести пулеметчиков, один из которых был командиром. Все они имели сиденья с амортизацией, за исключением пулеметчика, стрелявшего из лобового пулемета в корпусе. Он располагался лежа на специальном матрасе и теплоизоляционном коврике, уложенных на железном листе поверх двигателя. Решение, конечно же, было весьма необычным, зато танк получил целых три пулемета, стрелявших вперед! Водитель имел откидной люк, но его посчитали слишком тяжелым после того, как обшили его бронелистом.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Танк Боба Сэмпла |
Двигатель был шестицилиндровый, с водяным охлаждением; четырехтактный дизель мощностью 95 л.с. Запас топлива составлял 90 галлонов в двух баках. Внутреннее освещение обеспечивалось генератором в 135 В, который питал также прожектор и лампочки сигнального управления между водителем и командиром. Боекомплект танка составлял 25 тысяч патронов, 12 тыс. из которых хранилось в задней части танка, включая и 160 снаряженных магазинов «Брен».
Чтобы перевозить танки Боба Сэмпла Департамент Общественных Работ создал и специальный трейлер на колесах от троллейбуса, который должны были тащить по дороге два грузовика. Выяснилось, что заложенные в него параметры выходят за рамки стандарта, установленного в Новой Зеландии, однако в начале работ внимание на это просто не обращали.
ТТХ танка Боба Сэмпла |
|
Габаритные размеры, см: |
|
длина |
420 |
ширина |
270 |
высота |
330 |
Преодолеваемые препятствия, см: стенка |
120 |
ров |
210 |
брод |
120 |
Запас хода |
60—100 миль (около 160 км, максимальный) |