Оглавление Следующая

ТАНКИ - "ТЁЗКИ"

Игорь ШМЕЛЕВ

TDubl001.jpg

Т-34-76 (слева) и Т-43 с пушкой Д-5

В принятом у нас литерно-цифровом обозначении образцов танков используется буква «Т» (танк), иногда две, например, «БТ» (быстроходный танк), «ПТ» (плавающий), «AT» (артиллерийский), «ОТ» (огнеметный) и т. д. Встречались и именные обозначения, по существу —  инициалы: «KB» (Клим Ворошилов), «ИС» (Иосиф Сталин) ... Наименьшим литерно-цифровым был Т-10 — тяжелый танк 1950 года. Понятно, что он не был первым танком отечественной конструкции. Первым был танк 1928 года Т-12 (в результате опечатки машинистки он долго был известен под обозначением Т-1-12). Наивысший номер у Т-134 (иначе ОТ-134) — химический (огнеметный) танк на базе легкого танка Т-26 (1940 г.). Однако не все номера от 10 до 134 были использованы за 78 лет нашего танкостроения.

Тем более интересно, что имелись танки с одним и тем же «номером».

Первой парой были Т-34. Легендарную «тридцатьчетверку» знают все. По еще задолго до появления знаменитого Т-34, это же литерно-цифровое обозначение получил легкий танк. А дело было так.

В 1934 году (отсюда, может быть, и номер «34») на Московском автозаводе ЗИС в инициативном порядке, но в большой тайне приступили к конструированию легкого танка с боевой массой 4,6 т. Вел конструирование Г.Г. Михайлов. Опыта в танкостроении у ЗИСовцев не было, и они обращались, в частности, к знаменитому впоследствии конструктору наших легких танков Н.А. Астрову. Именно в это время он был переведен на Московский танковый завод (впоследствии завод № 37 НКСМ им. Г.К. Орджоникидзе). С ним консультировались, в частности, по поводу бортовой передачи, уверяя при этом, что это для какого-то эксперимента, не имеющего отношения к бронетанковой технике. Конечно, это было смешно, ибо какой же автомобиль нуждается в бортовой передаче. И Николай Александрович догадывался в общем к чему бы это. Однако о том, что легкий танк Т-34 был изготовлен в 1934 году, Астров узнал, по его словам, только в 1982 году. Так-то тогда секретили свои работы даже от братьев-конструкторов. А результаты таковы: из данной затеи ничего стоящего не получилось.

И автостроители обратились за помощью к «Опытному заводу специального машиностроения им. т. Кирова» в Ленинграде, позже известному как завод № 185 (директор Н.В. Барыков, начальник конструкторского отдела П.Н. Сячинтов). Там-то в 1934 году и построили этот легкий танк Т-34, который должен был быть вооружен 20-мм автоматической пушкой. Пушки, пригодной для установки в танке, тогда не оказалось, и машина завода № 185 получила 7,62-мм пулемет ДТ в башне. В архиве все же имеется фотография Т-34 с 20-мм пушкой вместо пулемета в башне (на самом деле всего лишь деревянный ее макет). Была ли эта та же самая машина, но с макетом пушки, или все же был изготовлен второй образец (но кем? Заводом №185 или на ЗИСе?), осталось не выясненным. Там, где упоминалось о Т-34 1934 года, обращалось внимание на фару подсветки целей для пулемета при стрельбе ночью, помещенной рядом с ним в башне. Значит, башен все же было две. Нам представляется, что и машин в металле тоже было две.

TDubl002.jpg TDubl003.jpg

Опытный легкий танк Т-34 завода №185 с 7,62-мм пулеметом в башне. Рядом с пулеметом видна фара подсветки целей при стрельбе ночью

Оглавление Следующая

Hosted by uCoz