Общий вывод комиссии гласил: «В процессе испытаний выяснилось, что постановка мин заграждения с больших высот («ВОМИЗА») у комиссии не вызывает никаких сомнений. Парашюты действуют безотказно. Отделение парашютов ... происходит свободно, действие механизмов «ВОМИЗЫ» не нарушается».
На эти испытания истратили почти все пригодные для применения мины. В декабре 1932 г. на всю страну их оставалось четыре — они находились на Черноморском флоте. Правда, на Балтике имелось еще 28 штук, но некомплектных или неисправных. Две боевых получили смещение зарядной камеры (очевидно, в ходе испытаний в 1931 году), восемь учебных (без тротила) и 18 боевых не были укомплектованы до конца. Но планом предусматривалось изготовление 130 мин МАВ-1, а в марте 1932 г. добавили к этому количеству еще 200, доведя план до 330 авиамин.
В 1932 году постановлением Реввоенсовета СССР создали первые части отечественной минно-торпедной авиации: на Балтике — 121-ю эскадрилью (из 12 ТБ-1а на поплавках), на Черном море — отряд в составе 124-й эскадрильи (четыре ТБ-1a) и на Тихом океане — 1-ю эскадрилью (12 ТБ-1 на колесах). На 7 декабря 1932 г. к этой технике имелись 10 минно-торпедных мостов (на Черном море — три, на Балтике — четыре и в ВВС ОКДВА — три). К 1 января 1933 г. поступили с Кировского завода в Ленинграде еще пять (три — на Балтику и два — на Дальний Восток), а на 1933 год заказали 25 мостов.
Основным носителем мины МАВ-1 являлся ТБ-1 (как на колесах, так и на поплавках), но ее подвеску предусматривали и на ТБ-3РН (две мины), опытных КР-6Т (одна) и МК-1 (четыре). ЮГ-1 к моменту принятия системы на вооружение уже удалили из строевых частей как устаревший.
В 1933 году мину усовершенствовали. Парашютная коробка стала короче; ее длина уменьшилась в полтора раза (с 1450 до 950 мм). Теперь коробку не надо было отдельно крепить к самолету, она консольно висела на самой мине. Часовой механизм, задававший интервал между раскрытием третьего и четвертого парашютов, заменили на оттарированную пружину, т. н. «рвушку». Ликвидировали как лишний страховочный трос, крепившийся параллельно главному амортизатору парашютной системы. Время горения дистанционных трубок теперь можно было задавать в полете прибором ПУТ-1.
«В заграничной печати и в имеемых у нас материалах нет сведений о работе над высоким метанием мин. Это дает нам право предполагать, что мы владеем оружием, неизвестным за границей», - писали специалисты НИИ ВВС в 1933 году.
![]() |
Схема применения мины МАВ-1 1 - мина МАВ-1; 2 - самолет-носитель (ТБ-1а); 3 - "мост"; 4 - колпак парашютной коробки; 5 - парашют №1; 6 - парашютная коробка; 7 - парашют №2; 8 - парашют №3; 9 - парашют №4; 10 - тросы парашютной системы; 11 - резиновый шнуровой амортизатор; 12 - корпус мины; 13 - минреп; 14 - якорь-тележка Подводный участок функционирования системы А - мина освободилась от парашютной системы и опустилась на грунт. Начало функционирования механизмов мины. Б - мина всплыла на заданное углубление. Ударный механизм взведен. Мина готова к действию. © В.ЕГОРОВ '97
|