Со стратегическими «Суперкрепостями» В-29 и новейшими истребителями «Сейбр» F-86 вступили в смертельную схватку реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-15бис. Эти самолеты были лучшими самолетами того периода, обладавшими необычайно мощным вооружением, состоящим из 37-мм пушки Н-37Д и 2-х 23-мм пушек НР-23. Масса пушки Н-37Д составляла 103 кг, масса выстрела — 1,3 кг, начальная скорость — 690 м/с, темп стрельбы — 400 выстр./мин.
Отметим попутно, что опыт успешного применения 37-мм пушек на реактивных истребителях (а ранее в период Великой Отечественной войны и на винтомоторных самолетах Ил-2 и Як-9Т) убедительно опровергает бытующую до сих пор точку зрения о невозможности установки пушек калибром более 30 мм на современных самолетах.
По данным Генерального штаба СА летчики 64-го истребительного авиакорпуса произвели в ходе военных действий 64300 самолетовылетов, участвовали в 1872 воздушных боях и сбили 1106 самолетов войск ООН (в т.ч. 651 «Сейбр»). Еще 153 самолета противника (в т.ч. 40 «Сейбров») было сбито огнем зенитной артиллерии корпуса. В это же время китайская и северокорейская авиация произвела 22300 самолето-вылетов, участвовала в 366 воздушных боев и сбила 271 самолет, (в т.ч. 181 «Сейбр»).
В ходе северокорейской воздушной компании со всей очевидностью выявилась слабость основных огневых средств того времени -авиационной и зенитной артиллерии. Бомбардировщик В-29 выдерживал до 16 попаданий 23-мм осколочно-фугасных снарядов. Разрыв на самолете 37-мм снаряда выводил его из строя с вероятностью не более 0,3. Был зафиксирован случай двух прямых попаданий в самолет 57-мм осколочно-фугасных снарядов зенитной пушки С-60, после чего он смог вернуться на свою базу. Оказались недостаточно эффективными принятые на вооружение в 50-х годах ствольные зенитные комплексы КС-19 (100-мм орудие) и КС-30 (130-мм орудие), имеющие осколочные гранаты с дистанционными взрывателями. В целом подтвердилась правильность оценки расхода 88-мм снарядов, сделанная немцами в период массовых налетов союзной авиации на Германию - 8500 снарядов на самолет.
Пуск ракеты комплекса С-75 «Волга»
Положение коренным образом изменилось в период вьетнамской компании 1965-1972 гг. В бой вступила «Немезида восточного неба» - комплекс СА-75М «Двина» (головной разработчик НПО «Алмаз», генеральный конструктор П.Д. Грушин). Ракета открыла сезон 25 июля 1965 года, сбив за один день три самолета. С 1965 года по 1972 год в ДРВ было поставлено 953 комплекса и 7658 ракет. Вьетнамские зенитчики за короткое время превратились в первоклассных мастеров ПВО. Были быстро разработаны и широко применялись изощренные приемы радиоэлектронной борьбы, налажено тесное взаимодействие между расчетами ЗУР, зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Используя сложный гористый рельеф западного и северного Вьетнама пилоты ДВР научились «выгонять» самолеты противника прямо на стартовые позиции ЗУР. С другой стороны плотные порядки 57-мм зенитных установок С-60 «выжимали» самолеты противника вверх в зону действия ЗУР.
![]() |
![]() |
![]() |
Комплекс С-125М |
Наземное обслуживание комплекса С-125М |