Предыдущая Оглавление

В соответствии с относительно небольшими размерами носителя в составе вооружения Су-17 применялась только одна Х-28. Пусковая установка ПУ-28С подвешивалась под фюзеляжем, а контейнер с аппаратурой «Метель-А» для разведки РЛС противника и выработки целеуказания, выдаваемого на бортовую аппаратуру ракет устанавливался на пилоне под неподвижной частью крыла (на точке подвески №6).

Сама ракета Х-28 (изделие 93, Д-8) смотрелась как пропорционально вдвое уменьшенная ракета Х-22, разработанная в КБ того же Березняка. Общими были самолетная схема с треугольным крылом с углом стреловидности 75°, «+»-образное треугольное оперение. Наиболее заметными внешними отличиями были косой срез законцовки верхнего цельноповоротного киля, а также малое удлинение неподвижного подфюзеляжного киля.

Спереди за радиопрозрачным обтекателем располагалась аппаратура пассивно радиолокационной ГСН типа ПРГ-28М. Далее устанавливался неконтактный взрыватель РОВ-5, обеспечивавшего воздушный подрыв боевой части, оптимальный для поражения незащищенной цели — РЛС. В отличие от более ранних крылатых ракет Березняка боевая часть 9А283 как на зенитных ракетах монтировалась в корпусе с торца, а не через большой люк в верхней части фюзеляжа. За ней размещался электромеханический взрыватель ЭВМУ-139, а далее шли последовательно расположенные баки-отсеки окислителя (азотной кислоты) и горючего. Впервые на ракетах Березняка разделительное днище было выполнено по уже освоенной на баллистических ракетах совмещенной схеме, без межбакового отсека.

Трубопроводы подачи компонентов топлива и арматура пневмосистемы были проложены в коробе (гаргроте) — довольно громоздком, по отношении к изящному корпусу ракеты. В гаргроте находился также датчик угловых скоростей автопилота, установленный примерно в середине длины ракеты, что позволило свести к минимуму влияние изгибных колебаний на замеряемые угловые отклонения ракеты. Позади баков-отсеков размещались элементы сопряжения с системами носителя и электромеханический преобразователь ПТО-300/500К, за ними — основной блок автопилота АПР-28 и моноампульная батарея А-221. Хвостовую часть ракеты занимали элементы электрогидравлического привода ЭГС-40Л и жидкостный ракетный двигатель Р-253-300.

Вес фронтовой противорадиолокационной ракеты Х-28 составлял 690 кг, включая боевую часть весом 140 кг. Длина ракеты была вполне соизмерима с Су-17 — почти 6 м, размах крыла — 1,39 м, диаметр фюзеляжа — 0,43 м.

Пуск ракеты осуществлялся на дальности до 70 км с высоты 5000 м. При маловысотном полете максимальная дальность снижалась до 45 км.

В 1976 г. были завершены испытания и Су-24, на котором можно было разместить одновременно до двух X-28. Самолет нес встроенную аппаратуру разведки цели и выдачи целеуказания «Филин». Антенны станции «Филин» образуя характерную горизонтальную «гребенку» из 4 «рогов» размещались на острие обтекателя РЛС, а также на пилоне под обтекателем оптической станции «Чайка». Важнейшим достоинством Су-24 как носителя Х-28 было присутствие на борту свободного от пилотирования второго члена экипажа — штурмана, способного более качественно анализировать радиотехническую обстановку и обеспечивать применение противорадиолокационных ракет.

Однако, ракеты Х-28 уже на момент принятия на вооружение имели ряд очевидных недостатков, прежде всего — сложную в эксплуатации жидкостную двигательную установку на агрессивных и высокотоксичных компонентах топлива. Ракеты не могли длительное время находиться в заправленном состоянии. Вообще, условия работы с таким компонентами топлива были противопоказаны для фронтовой авиации, боевое применение которой предусматривалось исходя из высокой мобильности и базирования на малоподготовленных аэродромах. Поэтому, начиная с середины шестидесятых годов в дубненском ОКБ, окончательно вышедшем из подчинения ОКБ Микояна и с 1967 г. получившем наименование ОКБ «Радуга» начались работы над твердотопливной фронтовой противорадиолокационной ракетой, которая первоначально рассматривалась под обозначениями Х-24 и Х-28М. В дальнейшем ракета стала именоваться Х-58 (изделие 112, Д-7) и поступила на вооружение самолетов фронтовой авиации. Боевое применение ракет типа X-58 на самолетах семейства Су-17 обеспечивалось станциями в подвесных контейнерах «Вьюга-17», на Су-24М — «Фантасмагория».

X2858019.jpg

Ракета Х-58У

В отличие от ранее рассмотренных ракет, Х-58У — относительно современная ракета, поэтому ограничимся информацией, приведенной в томе известного справочника «Оружие России», относящемся к вооружению ВВС.

Противорадиолокационная ракета Х-58У. Длина ракеты составляет 4813 мм, диаметр — 380 мм, размах крыльев — 1170 мм. Ракета твердотопливная, выполнена по нормальной схеме с Х-образным расположением треугольных крыльев и цельноповоротного хвостового оперения. В качестве типовой цели рассматриваются радиолокационные средства ЗРК «Хок». Носители ракеты — самолеты фронтовой авиации Су-17М3, Су-17М4, Су-24, Су-24М и Миг-25БМ.

В течение некоторого времени ракеты типа Х-28 и Х-58 параллельно состояли на вооружении ВВС. Применение Х-28 предусматривалось с авиационных катапультах установок АКУ-58 с использованием переходной балки.

Постепенно жидкостные Х-28 вырабатывали ресурс и снимались с вооружения наших ВВС. Начались поставки в дружественные страны. В конце восьмидесятых годов иракцы поступили весьма оригинально, показав Х-28 под наименованием «Ниссан-28» на выставке, проведенной по завершении войны с Ираном, на которой они по сути предложили на продажу ряд поставленных им образцов советского оружия.

Нужно отметить, что Х-28 и Х-58У были в какой-то мере советским аналогом американских ракет «Стандарт-АРМ» со стартовым весом около 816 кг, а не наиболее массовых ракет «Шрайк», весящих порядка 180 кг. К последним ближе отечественные ракеты семейства Х-27 — Х-25МП, которые, как и американский аналог, ведут свою родословную от ракеты «воздух—воздух».

Помимо большой дальности, ракеты Х-28 и Х-58У превосходят американские ракеты «Шрайк» и ХАРМ по весу боевой части. В условиях реальных боевых действий при противодействии противника трудно обеспечить полигонный уровень точности. А при попадании ракеты всего лишь в «район цели», мощность боевой части становится фактором, определяющим эффективность.

Поэтому наверно не стоит критически оценивать отечественные противорадиолокационные ракеты, распространяя на них прибаутку о «самых больших в мире микросхемах». А очевидное превосходство в летно-тактических характеристиках, достигнутое на ракете Х-58У в сравнении с Х-28 одновременно с переходом на предпочтительное в эксплуатации твердое топливо свидетельствует о огромном труде, успешно вложенном коллективом МКБ «Радуга» в развитие этого важного вида авиационного вооружения.

Предыдущая Оглавление

Hosted by uCoz