![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Боевая машина 9А33БМ2 ЗРК 9К33М2 ("Оса-АК") в походном положении и ее схема |
Масса ракеты составляла 128 кг, в том числе 15 кг - боевая часть. Средняя скорость ЗУР равнялась 500 м/с. Длина ракеты составляла 3158 мм, диаметр - 206 мм, размах крыла - 650 мм.
ЗУР не требовала предстартовой подготовки, исключая установку литера бортовой радиоаппаратуры в процессе заряжения ПУ.
Комплекс обеспечивал поражение целей со скоростью 300 м/с на высотах 200-5000 м в диапазоне дальностей от 2,2-3,6 до 8,5-9 км (с уменьшением максимальной дальности до 4-6 км для целей на малых высотах - 50-100 м). Для сверхзвуковых целей, летящих со скоростью до 420 м/с дальняя граница зоны поражения не превышала 7,1 км на высотах 200-5000 м. Параметр составлял от 2 до 4 км.
Рассчитанная по результатам моделирования и боевых пусков ЗУР вероятность поражения цели тип F-4C ("Фантом-2") одной ракета составляла 0,35-0,4 на высоте 50 м и увеличивалась до 0,42-0,85 на высотах более 100 м.
Самоходное шасси обеспечивал средние скорости движения комплекса по грунтовым дорогам днем - 36 км/ч, ночью - 25 км/ч при максимальных скоростях по шоссе до 80 км/ч. На плаву скорость достигала 7...10 км/ч.
Ракета поставлялась в войска в боеготовом виде и не требовал подстроечных и проверочных рай при эксплуатации (кроме регламентных проверок раз в год).
Серийное производство боевых средств ЗРК "Оса" было
организовано:
- боевой машины 9А33Б - на Ижевском электромеханическом
заводе МРП,
- ЗУР 9М33 - на Кировском машиностроительном заводе им.
XX партсъезда МАП.
За создание ЗРК "Оса" ряд разработчиков комплекса (A.M. Рожнов, В.В. Осипов и другие) был удостоен Ленинской премии. Б.З. Белокриницкий и другие стали лауреатами Государственной премии СССР.