![]() |
![]() |
Погрузка контейнера с ракетами (ЗРК "Top-M1") |
Транспортно-заряжающая машина |
Частично унифицированный с ЗРК "Тор" комплекс "Кинжал" поступил на вооружение кораблей спустя еще три года. К этому моменту на протяжении почти десятилетия в море практически безоружными выходили корабли, для которых предназначался этот комплекс.
Серийное производство боевой машины 9А330 было организовано на Ижевском электромеханическом заводе МРП, ЗУР 9М330 - на Кировском машиностроительном заводе им. XX партсъезда МАП, гусеничных шасси - на Минском тракторном заводе МСХМ.
Комплекс обеспечивал поражение цели, летящей со скоростью 300 м/с на высотах от 0,01 до 6 км, в диапазоне дальностей от 1,5 до 12 км при параметре до 6 км. При скорости цели 700 м/с максимальная дальность поражения уменьшалась до 5 км, диапазон высот поражения сужался до 0,05 до 4 км, а параметр не превышал 4 км. Эффективность поражения самолетов одной ЗУР составляла 0,30-0,77, вертолетов - 0,50-0,88, ДПЛА - 0,85-0,955.
Время реакции комплекса равнялось 8... 12 с, перевода в боеготовое и походное положения - 3 мин, заряжания боевой машины с помощью ТЗМ - не более 18 мин.
Организационно ЗРК "Тор" сводились в зенитные ракетные полки дивизий. Полки состояли из командного пункта полка, четырех зенитных ракетных батарей (по 4 боевых машины 9А330 и батарейному командирскому пункту в каждой), подразделений обеспечения и обслуживания.
В качестве батарейного командирского пункта временно использовались пункты управления ПУ-12М, а в качестве КП полка - ПУ-12М или машина сбора и обработки информации МП25 и машина боевого управления МП22, разработанные в составе средств автоматизированной системы управления войсками (АСУВ) фронта и входившие также в комплект средств автоматизированного пункта управления начальника ПВО дивизии. С КП полка сопрягалась РЛС обнаружения П-19 или 9С18 ("Купол") из состава радиолокационной роты полка.
Основным видом боевой работы ЗРК "Тор" была автономная работа батарей, но не исключалось централизованное и смешанное управление этими батареями начальником ПВО дивизии и командиром зенитно-ракетного полка .
Одновременно с принятием на вооружение ЗРК "Тор" начались работы по его модернизации.
В доработке существовавших и разработке новых средств ЗРК, получившего индекс "Тор-М1" (9К331) принимали участие:
- Научно-исследовательский электромеханический институт МРП (ведущее предприятие НПО "Антей") - головной по ЗРК "Тор-М1" в целом (главный конструктор В.П.Ефремов) и боевой машине 9А331 (модернизация 9А330) - заместитель главного конструктора ЗРК и главный конструктор боевой машины 9А331 - И.М. Дризе;
- Производственное объединение "Ижевский электромеханический завод"
МРП - по конструктивной доработке боевой машины;
- Кировское машиностроительное производственное объединение им. XX партсъезда МАП - по разработке четырехракетного модуля 9М334, использованного в боевой машине 9А331 (главный конструктор модуля О.Н. Жарый);
- Научно-исследовательский институт средств автоматизации МРП (ведущие предприятие НПО "Агат") - по разработке в рамках отдельной ОКР унифицированного батарейного командирского пункта "Ранжир" (9С737) - главный конструктор А.В. Шершнев, а также МКБ "Факел" МАП и другие организации.
В результате модернизации в ЗРК был введен второй целевой канал, в ЗУР применена БЧ из материала с повышенными поражающими характеристиками, реализовано модульное сопряжение ЗУР с боевой машиной, увеличение зоны и вероятности поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение боевой машины с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" для обеспечения управления боевыми машинами в составе батареи.
В состав боевых средств ЗРК "Тор-М1" входили:
- боевая машина 9А331;
- ракетный модуль 9М334 с четырьмя ЗУР 9М331 (два модуля в боевой машине);
- батарейный командирский пункт 9С737.
В состав средств технического обеспечения и обслуживания этого ЗРК входили те же средства, которые использовались в ЗРК "Тор", с доработкой транспортно-заряжающей машины 9Т231 и транспортной машины 9Т245 в связи с использованием в ЗРК "Тор-М1" ракетных модулей 9М334.