Оглавление

"Флетчеры" начали вступать в строй с середины 1942 года; всего до окончания года в состав флота вошло 30 кораблей этого типа. На следующий год прибавилось сразу 111 таких эсминцев плюс первый "Самнер". В 1944 году производство "Самнеров" уже превысило поступление "Флетчеров" (в строй вошло соответственно 31 и 55 единиц); к ним прибавились и первые два "Гиринга". Последний год войны можно смело назвать "годом "Гирингов": 60 единиц этого типа пополнили легкие силы США, еще 35 было построено "вдогонку" в 1946-м. Более ранние типы постепенно сходили на нет: в 1945 году в строй вошли 11 "Флетчеров" и 12 "Самнеров".

Из динамики производства видно, что большая часть кораблей двух последних серий в сущности запоздала принять участие в боевых действиях. Зато "Флетчеры" стали, пожалуй, самым активным типом эсминцев США. Невозможно в короткой статье перечислить все примеры их боевой деятельности; можно лишь отметить, что они сражались на всех театрах военных действий. Но главным полем боя для них стал Тихий океан. Новые эсминцы подоспели как раз вовремя, чтобы принять участие в ожесточенных сражениях, которые в середине 1943 года - американцы вели среди бесчисленных проливов и бухточек архипелага Соломоновых островов, пытаясь перехватить инициативу у своего все еще мощного противника — императорского японского флота.

Первым результативным сражением с участием "Флетчеров" стал бой у острова Велья-Лавелья в ночь с 17 на 18 августа 1943 года. "Николас", "О'Бэннон", "Тэйлор" и "Шевалье" потопили 2 охотника за подводными лодками, 2 десантные баржи и повредили эсминец "Исокадзе" — без каких-либо потерь со своей стороны.

Вскоре на "Флетчерах" в бою в заливе Императрицы Августы 2 ноября 1943 года дебютировали два известных командира американских легких сил Бэрк и Остин. Силы противников были примерно равны: четырем легким крейсерам и восьми эсминцам США противостояли 3 тяжелых и 1 легкий крейсер, а также 6 эсминцев японцев. Дебют новых эсминцев не был особенно удачным: начавший атаку впоследствии знаменитый 45-й дивизион "маленьких бобров" под командованием Эрли Бэрка ("Чарльз Осборн", "Дайсон", "Стэнли" и "Клакстон") выпустил в ночную темноту 25 торпед — без единого попадания. В последующем сражении американские эсминцы быстро потеряли строй. Бэрку и командиру 46-го дивизиона ("Спенс", "Тэтчер", "Конверс" и "Фут") Остину пришлось собирать их в течение часа под огнем и противника, и своих. Заметив следы торпед, выпущенных с корабля, похожего на "Флетчер", Остин спешно связался со своим коллегой: — "Нам только что с трудом удалось увернуться от торпед. Надеюсь, это не вы палите по нам?" Ответ Бэрка не заставил себя ждать: — "Извиняюсь, но вам придется простить не только этот залп, но и остальные четыре — они уже на пути к вам". Сумбурный бой окончился для американцев относительно благополучно: получивший торпедное попадание "Фут" был спасен, а у японцев пошли ко дну добитые американскими торпедами легкий крейсер "Сендай" и эсминец "Хацукадзе". Американские командиры освоились со своими кораблями, а Бэрк еще и получил своеобразное прозвище "31-узловый Бэрк" — за то, что в течение всего боя вел свои корабли на этой скорости, продемонстрировав их отличные ходовые качества.

DD_USA42015.jpg

Эсминец DD-477 "Принт" с гидросамолетом "Кингфишер" на катапульте

DD_USA42016.jpg

Эсминец DD-479 "Стивенс", 1943 г. Первоначально построен как носитель гидросамолета. но позже перевооружен 5 спаренными 40-мм "Бофорсами" и 20-мм "Эрликонами"

Оглавление