После падения Циндао японцы, не видя больше применения для старых броненосцев, начали постепенно избавляться от них. 1 мая 1915 года "Ики", уже 5 лет числившийся учебным кораблем береговой обороны, был исключен из списков флота, а в октябре того же года потоплен на маневрах артиллерией линейных крейсеров "Конго" и "Хией". В марте 1916 года "Танго" и "Сагами" были проданы России и ушли во Владивосток. Годом ранее японцы разоружили "Окиносиму" и переоборудовали ее в плавказарму для кадетов. Официально корабль исключили из списков в 1922 году, однако он еще долго служил как блокшив и был сдан на слом только в 1939 году .
"Мисима" в 1918 году лишилась своей носовой башни главного калибра и тарана, после чего использовалась, по некоторым данным, в качестве ледокола. Причем кормовую башню сохранили лишь для того, чтобы придать необходимый ледоколу дифферент на корму. В 1928 году "Мисиму" исключили из списков ВМС и переоборудовали сначала в тендер для подводных лодок, а затем - в блокшив "Хайкун N 7". В 1936 году он стал плавучей мишенью и был потоплен на учениях.
"Хидзен" и "Ивами" в 1918 году побывали во Владивостоке - на сей раз в качестве кораблей интервентов. В сентябре 1921 года их переклассифицировали в корабли береговой обороны, а в следующем году в соответствии с решениями Вашингтонской конференции разоружили. "Хидзен" исключили из списков флота 20.9.23, а в июле 1924 года он был потоплен в проливе Бунго артиллерией Объединенного флота. "Ивами", вычеркнутый из списков 1.9.22, погиб одновременно со своим "братом по оружию" - также в июле 1924 года на учениях его пустила ко дну морская авиация.
Самая долгая жизнь выпала броненосцу "Суво". Он также был разоружен в Куре в апреле 1922 года, причем во время демонтажа брони корабль опрокинулся и затонул у пирса (6). 13.7.22 "Суво" посадили на мель и в течение почти четверти века использовали как блокшив в Мицугодзиме (район Куре). Корабль сдали на слом только в 1946 году .
Первым из кораблей данного класса, оказавшемся в "плену", стал затопленный на мелководье "Варяг". В период отлива борт крейсера обнажался, и японцам удалось снять с него орудия и другое ценное оборудование с помощью спасательных судов "Санто-мару" и "Киото-мару". Сам "Варяг" был поднят 8 августа 1905 года, и затем он своим ходом прибыл в Йокосуку, где прошел капитальный ремонт в 1906-1907 гг. . Только подъем крейсера обошелся японцам в сумму более 1 миллиона иен (4).
"Хидзен" /"Ретвизан"/,
Переоборудование корабля, получившего название "Сойя", несколько изменило его вид. Вооружение оказалось традиционно "интернациональным": 12 - 152-мм пушек Обуховского завода, 10 японских 76-мм орудий и 2 торпедных аппарата калибра 450 мм.
"Новик", затопленный экипажем у порта Корсаков на Сахалине 21.8.04, попал в руки японцев только 5.7.05, т.е. почти через год. Еще год продолжались спасательные работы; 16.7.06 корабль был поднят. Его отбуксировали в Йокосуку и 11.7.08 переименовали в "Судзуя". В декабре этого же года его ввели в строй.
В ходе ремонта с бывшего "Новика" сняли 4 котла и носовую дымовую трубу, в результате чего скорость корабля упала по официальным данным до 20 узлов, а фактически, видимо, она была еще меньше. Вооружение "Судзуя" первоначально состояло из двух 152-мм и четырех 120-мм пушек, но затем было уменьшено до двух 120-мм, четырех 76-мм и восьми мелких пушек.
"Баян", затонувший в гавани Порт-Артура 8.12.04 от попадания 280-мм снарядов, был захвачен японцами 2.1.05, но поднят только через год. С 1906 по 1908 год корабль проходил ремонт и переоборудование в Майдзуру. Введен в состав флота как броненосный крейсер "Азо". Вооружение его первоначально включало два 203-мм, восемь 152-мм и шестнадцать 76-мм пушек, но в 1913 году башни с восьмидюймовками заменили на две палубные 152-мм пушки Армстронга с длиной ствола в 50 калибров .
Последним из крейсеров вступила в строй бывшая "Паллада", ставшая "Цугару": ее ремонт длился в Сасебо до 1910 года. В новом качестве она несла восемь 152-мм и двадцать два 76-мм орудия .
По некоторым данным, все крейсера были переоснащены котлами Миябара, что вызывает определенные сомнения. Тем не менее сообщается, что "Цугару" после замены котлов развил 22,75 узла (2). Достоверность этого факта крайне маловероятна.
Наибольшим долгожителем во флоте микадо оказался "Азо", он числился боевым кораблем до 1930 года. Правда, в 1920 году его переклассифицировали в минный заградитель. В новом качестве корабль мог принять 420 мин - очевидно, в перегруз. Однако "Азо" стал первым японским минзагом с явно выраженными боевыми качествами - прообразом будущих крейсеров-заградителей 30-40 гг.
Карьера бывшего "Баяна" завершилась подобно многим его собратьям. 1.4.1930 его исключили из состава ВМС, переоборудовали в блокшив и переименовали в "Хайкун N 4". Впоследствии корабль служил как плавучая мишень. 8.8.32 он отправился на дно во время учебных стрельб от снарядов тяжелого крейсера "Миоко" .
"Сойя" и "Цугару" были введены в строй в качестве учебных кораблей. Первый в 1916 году продали России вместе с броненосцами "Сагами" и "Танго". "Цугару", побивший все рекорды по продолжительности своего ремонта, в 1920 году (одновременно с "Азо") превратился в минзаг. С крейсера сняли одно 152-мм и все 76-мм орудия и разместили рельсы для приема 300 мин. Но уже в 1922 году корабль вычеркнули из состава флота, и 27.5.24 последний "систершип" "Авроры" был потоплен на маневрах японской авиацией .
На первый взгляд может показаться странным, но наименее ценным трофейным крейсером оказался "Новик" - один из самых активных кораблей порт-артурской эскадры. Однако после демонтажа носовой группы котлов крейсер потерял свое главное достоинство - высокую в прошлом скорость. По-видимому, сказалось и двухлетнее пребывание корабля под водой. Так или иначе, но 1.4.13 "Судзую" исключили из списков флота и вскоре сдали на слом (2,7).