На этом фоне японцы осознали убогость своих легких крейсеров - маленьких и перетяжеленных, лишь получив в свои руки "Анегаву". Учитывая, что поражение России из потенциальных противников Японии на первое место выдвинуло США, и ожидаемый театр военных действий из Желтого и Японского морей превращался в Тихий океан, становится ясно, что для новых условий бывший русский лайнер оказался лучшим крейсером, чем все остальные маломореходные собратья специальной постройки.
"Анегава" прослужила в японском флоте недолго: летом 1912 года ее вернули России, подарив лично Николаю II. Остальные же мобилизованные пароходы оказались еще большими долгожителями, чем чисто боевые корабли.
"Канто" (первоначально "Канто-мару") в 1906 году был переклассифицирован из вспомогательных крейсеров в ремонтное судно и использовался в качестве плавмастерской. Осенью 1914 года корабль участвовал в обеспечении действий против Циндао. Его карьера оборвалась 12.12.24: он разбился в шторм в 30 милях от Йокосуки.
Вторая "Маньчжурия" - "Мансю" - также в 1906 году перестала числиться крейсером и превратилась в транспорт, а затем - в посыльное судно. 28.8.12 его официально переклассифицировали в корабль береговой обороны 2-го класса, а в 1932 году исключили из списков флота .
"Карасаки" (бывший "Екатеринослав") некоторое время использовался как торпедный транспорт, а затем - как база подводных лодок. В 1939 году его переоборудовали в блокшив, а сдали на слом после второй мировой войны в 50-летнем возрасте.
"Мисима", 1918 г.
Мацуе" (бывший пароход "Сунгари") служил канонерской лодкой, посыльным судном, а с 1918 года - транспортом. Участвовал в операции против Циндао в 1914 году. В 1929 году его исключили из списков флота.
Но все рекорды продолжительности службы побило спасательное судно "Иодохаши-мару" (бывший буксир "Силач", 1890 г., 800 т, 718 л.с, 11,75 уз.). Оно участвовало как в первой мировой войне (действия против Циндао), так и во второй - после капитального переоборудования, проведенного в 1939 году. В 1945 году пароход, несмотря на свой 55-летний стаж, оказался еще достаточно прочным, чтобы быть проданным гражданской спасательной компании (9). Данных о его дальнейшей судьбе найти не удалось.
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
1. Conway's all the world fighting ships 1860-1905, London, 1979.
2. HJentschura, D.Jung, P.Mickel, Die Japanischen Kriegsschiffe 1869-1945, Munchen, 1970.
3. "Судостроение" N 4, 1990 г.
4. Р.М.Мельников. Крейсер "Варяг", Л., Судостроение, 1983.
5. И.С.Исаков. Операция японцев против Циндао, М., Воениздат, 1936.
6. J.Leather, World warships on review 1860/1906, London, 1976.
7. "Судостроение" N 1, 1984.
8. Warship International, No 4, 1977.
9. A.Watts. Japanese warships of World War II, London, 1966.
Броненосец "Суво"