Оглавление

На этом фоне японцы осознали убогость своих легких крейсеров - маленьких и перетяжеленных, лишь получив в свои руки "Анегаву". Учитывая, что поражение России из потенциальных противников Японии на первое место выдвинуло США, и ожидаемый театр военных действий из Желтого и Японского морей превращался в Тихий океан, становится ясно, что для новых условий бывший русский лайнер оказался лучшим крейсером, чем все остальные маломореходные собратья специальной постройки.

"Анегава" прослужила в японском флоте недолго: летом 1912 года ее вернули России, подарив лично Николаю II. Остальные же мобилизованные пароходы оказались еще большими долгожителями, чем чисто боевые корабли.

"Канто" (первоначально "Канто-мару") в 1906 году был переклассифицирован из вспомогательных крейсеров в ремонтное судно и использовался в качестве плавмастерской. Осенью 1914 года корабль участвовал в обеспечении действий против Циндао. Его карьера оборвалась 12.12.24: он разбился в шторм в 30 милях от Йокосуки.

Вторая "Маньчжурия" - "Мансю" - также в 1906 году перестала числиться крейсером и превратилась в транспорт, а затем - в посыльное судно. 28.8.12 его официально переклассифицировали в корабль береговой обороны 2-го класса, а в 1932 году исключили из списков флота .

"Карасаки" (бывший "Екатеринослав") некоторое время использовался как торпедный транспорт, а затем - как база подводных лодок. В 1939 году его переоборудовали в блокшив, а сдали на слом после второй мировой войны в 50-летнем возрасте.

DuShYap013.jpg

"Мисима", 1918 г.

Мацуе" (бывший пароход "Сунгари") служил канонерской лодкой, посыльным судном, а с 1918 года - транспортом. Участвовал в операции против Циндао в 1914 году. В 1929 году его исключили из списков флота.

Но все рекорды продолжительности службы побило спасательное судно "Иодохаши-мару" (бывший буксир "Силач", 1890 г., 800 т, 718 л.с, 11,75 уз.). Оно участвовало как в первой мировой войне (действия против Циндао), так и во второй - после капитального переоборудования, проведенного в 1939 году. В 1945 году пароход, несмотря на свой 55-летний стаж, оказался еще достаточно прочным, чтобы быть проданным гражданской спасательной компании (9). Данных о его дальнейшей судьбе найти не удалось.

ВЫВОДЫ

  1. Ни в одной стране мира за последние два столетия трофейные корабли не составляли столь значительную часть флота, как это было в Японии после войны 1904-1905 гг.
  2. Бывшие русские корабли оказались наиболее активными силами японского флота, однако они, несомненно, все равно не окупили грандиозных затрат на их восстановление.
  3. Среди доставшихся Японии трофеев были суда, построенные в самых разных странах - России, Германии, Франции, Англии, США, даже в Австро-Венгрии ("Манею"), Дании ("Канто") и Швеции ("Иодохаши-мару"). Все это помогло японцам ближе познакомиться с разными школами кораблестроения и даже оказало влияние на разработку проектов кораблей собственной постройки (случай с "Ангарой" - "Анегавой").

ЛИТЕРАТУРА

1.   Conway's all the world fighting ships 1860-1905, London, 1979.

2.   HJentschura, D.Jung, P.Mickel, Die Japanischen Kriegsschiffe 1869-1945, Munchen, 1970.

3.  "Судостроение" N 4, 1990 г.

4.  Р.М.Мельников. Крейсер "Варяг", Л., Судостроение, 1983.

5.  И.С.Исаков. Операция японцев против Циндао, М., Воениздат, 1936.

6.   J.Leather, World warships on review 1860/1906, London, 1976.

7.  "Судостроение" N 1, 1984.

8.  Warship International, No 4, 1977.

9.   A.Watts. Japanese warships of World War II, London, 1966.

DuShYap014.jpg

Броненосец "Суво"

Оглавление

Hosted by uCoz