Оглавление

Наиболее существенные отличия лидеров типа "Фантаск" от своих предшественников заключались в их артиллерии. Во всей истории развития французских "контр-торпийеров" просматривается четкое стремление как можно больше усилить их пушечное вооружение. Поскольку количество орудий (при одноорудийных установках) вряд ли могло быть увеличено, развитие шло по линии качественного улучшения орудия. Предыдущая серия лидеров типа "Эгль" имела пять 138,6-мм стволов в 40 калибров. На "Фантасках" при том же числе пушек было введено новое орудие модели 1929 г. со значительно более высокими характеристиками. При длине ствола 50 калибров начальная скорость составляла 800 м/с (вместо 700 м/с у пушки образца 1927 г.), дальность равнялась примерно 20 км (вместо 16,5 км). При этом сохранялось единство боезапаса: для обоих орудий применялись снаряды весом 40,6 кг двух типов - полубронебойный и фугасный. Метательный заряд также был помещен в одинаковую гильзу - кстати, неизменную для всех 138-миллиметровок, начиная с 1910 года, но для орудия 1929 г. он был увеличен до 13 кг (вместо 9 кг для более ранних образцов). Поскольку и снаряд, и заряд были достаточно тяжелыми (заряд вместе с гильзой весил около 25 кг), речь могла идти только о раздельном заряжании. Все же 40-килограммовый снаряд был не слишком удобен для обращения на качающейся палубе пусть большого, но все же эсминца, и для удобства ответственных за подачу боезапаса номеров прислуги на кольцевом ограждении, окружавшем каждое орудие, был сделан специальный желоб, куда могли класться снаряды и заряды в гильзах. Сама же установка была относительно легкой (вес - 11,6 т) и не имела силового привода: вертикальное и горизонтальное наведение осуществлялось вручную. Процесс заряжания облегчался автоматическим пружинным досылателем, установленным непосредственно над стволом. В результате техническая скорострельность достигла 12 выстрелов в минуту - отличный показатель для немеханизированного открытого орудия такого калибра. Однако на практике при продолжительной стрельбе скорострельность снижалась до 6 - 7 выстрелов в минуту.

Под стать артиллерии была и система управления стрельбой: она также была близка к "крейсерской". Впервые на французских лидерах в ее состав вошла централизованная система наводки с автоматом стрельбы.

В сущности по своим возможностям лидеры типа "Фантаск" оказались лучшими среди всех своих "коллег". Более сильные "на бумаге" корабли следующей серии (тип "Могадор"), из которых были закончены постройкой только два, вооруженные восемью 138-мм орудиями (такими же по баллистическим данным, как и пушки "Фантасков"), оказались не вполне удовлетворительными. Их новые полубашенные установки, оснащенные механическим приводом и большим количеством автоматики, проявили себя как очень капризные устройства, и вместо "обещанных" 14 выстрелов в минуту едва ли могли давать половину, развивая меньшую, чем на своих удачных предшественниках, плотность огня.

Судьба отпустила новым французским кораблям немного мирного времени. Вначале все три корабля с турбинами Рато вошли в состав 10-го легкого дивизиона, получив отличительную полосу на задней трубе, а лидеры с турбинами Парсонса составили 8-й легкий дивизион, опознавательным знаком которого служила такая же полоса на передней трубе. Вскоре оба легких дивизиона были переименованы в дивизион эсминцев ("контр-торпийер"), а корабли получили новые номера - вместо N 7-12 их обозначения стали X 81-83 в 8-м дивизионе и X 101-103 - в 10-м.

В 1937 году самые скоростные корабли французского флота были объединены в составе 2-й эскадры легких сил, в которую вошли 8-й и 10-й дивизионы "Фантасков", а в качестве лидера - легкий крейсер "Эмиль Бертэн", практически не имевший броневой защиты, но обладавший отличным ходом (свыше 40 узлов). Перед войной "Бертэн" был заменен бывшим лидером 6-го дивизиона "Вольта", на котором поднял свой флаг контр-адмирал Лавуа.

Военные действия и последовавшая капитуляция Франции раскидали корабли серии по разные стороны фронта. "Ле Триомфан" с июня 1940 года вошел в состав сил Сражающейся Франции под командованием генерала Де-Голля, которые базировались в это время в Великобритании. Англичане тогда же переоборудовали корабль, установив вместо кормовых 138-мм орудии 102-мм зенитки, добавив два одноствольных 40-мм "пом-пома" на крыльях мостика и один счетверенный и два спаренных 12,7-мм пулемета. Эти меры хотя бы частично приспособили лидер для действий в зоне немецкой авиации. Более существенным изменением стала установка современного оборудования: радиолокатора типа "290" и гидролокатора "Асдик".

"Л'Индомптабль" и "Л'Одошес" остались в составе сил правительства Виши, и их постигла печальная судьба. "Индомптабль" разделил судьбу большинства кораблей французского флота, затопившись в Тулоне 27 ноября 1942 года, когда в эту последнюю базу вишистского флота входили немецкие танки. "Одошес" оказался в Дакаре, когда этот порт атаковали соединенные силы англичан и Сражающейся Франции. В общем неудачный для союзных сил, этот рейд оказался роковым для французского лидера. "Одошес" попал под огонь австралийского тяжелого крейсера "Острейлиа" и был в считанные минуты столь тяжело поврежден, что его ремонт занял свыше года. Все же корабль был отремонтирован, но только для того, чтобы попасть под бомбы авиации союзников в Бизерте в мае 1943 года. "Одошес" затонул, и после войны (в 1947 г.) его корпус был разобран на металл.

"Терибль" и "Фантаск", также базировавшиеся в Западной Африке, 24 января 1943 года покинули Дакар и прибыли в США. Все 4 уцелевшие корабля, включая уже "обработанный" в 1940 году "Триомфан", прошли модернизацию в Соединенных Штатах, начавшуюся в феврале 1943 года и закончившуюся в апреле следующего года. Работы включали установку мощного зенитного вооружения ближнего действия, соответствующего американским стандартам, современного оборудования, и увеличение запаса топлива до 730 т. Корабли получили три установки 40-мм автоматов - одну 4-х-ствольную и две одноствольных, и десять 20-мм "эрликонов". "Пострадавшим" оказался модернизированный ранее "Триомфан", на котором были установлены только три 40-мм спаренных установки, и который не получил ни одного "эрликона".

После модернизации лидеры переклассифицировали в легкие крейсера и включили в состав сил союзников на Средиземном море. Интересно, что 10-й дивизион легких крейсеров, в который входили бывшие лидеры, имел эскадренную скорость в 37 узлов - для тяжелых условий военного времени это было просто великолепно. Корабли действовали в акваториях между Корсикой и Провансом, в Эгейском море и на Адриатике. Фортуна оказалась благосклонной к французским суперэсминцам, и лишь "Малэн" в конце 1944 года получил тяжелые повреждения из-за столкновения.

По окончании войны корабли вновь переклассифицировали в "эсминцы 1 класса", а затем - в "эскортные корабли". "Триомфан" оказался первым из уцелевшей четверки, покинувшим службу. Это произошло в конце 1954 года. За "Триомфаном" последовал родоначальник серии "Фантаск", исключенный из списков французского флота в мае 1957 года. "Малэн" и "Терибль" дослужили соответственно до 1964 и 1962 года.

ЛИТЕРАТУРА

1.  A.Preston, "Super-destroyers", "Warship special" N 2, London, 1979

2.  "Conway's Fighting Ships, 1922-1946", London 1985

3.  P.Auphan, J.Mordal, "French Navy in World War II", Annapolis, 1959

4.  Encyclopedic des Bateaux, Paris, 1978.

5.  H.Mehl. Torpedoboote und Zerstorer, Berlin, 1983.

Оглавление

Hosted by uCoz