Оглавление

ЛИЧНЫЙ АРХИВ

ИЗ ДНЕВНИКА МАШИННОГО КОНДУКТОРА КРЕЙСЕРА "АВРОРА " НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВА

Стремительно летит время. И, кажется, почти невозможно узнать что-то новое, особенно, если это касается людей, событий, сражений или кораблей, велением судьбы ставших предметом исследования десятков специалистов-историков.

Крейсер "Аврора" - символ Октябрьской революции и единственный внешне сохраненный дореволюционный военный корабль, несомненно является лидером по количеству написанных о нем книг, статей и исследований. К счастью, наши предки чаще нас брались за перо и доверяли свои мысли дневниковым записям. В свое время были изданы дневники командира "Авроры" и судового врача крейсера, которые вместе с другими документами стали основой художественных и публицистических книг, включая фундаментальную работу Л. Поленова.

И вот новый источник - три общие тетради в потрескавшихся обложках, исписанные рукой машинного кондуктора крейсера "Аврора" Николая Николаева и сохранившие для нас историю и дух того времени. Первая запись: "2 октября 1904 года. В 10 часов утра вышли из Либавы в Балтийское море". Последняя запись снова в Либаве: "23 февраля 1906 года. 10 часов вечера. Телеграммы все нет. Неужели еще не выехала и придется ждать". Между ними - полтора года и целая эпоха в истории России, жизнь и смерть тысяч людей.

Сражение 14-15 мая 1905 года описано Н.Николаевым дважды. Предлагаем нашим читателям отрывок первого - только факты. Мы надеемся в будущем опубликовать дневники полностью с тем, чтобы ввести их в обиход любителей и исследователей истории русского флота.

Капитан 1 ранга А.А. Куприянов

Подробности боя 14 мая сего года

С 7 часов утра стали показываться с правой стороны японские крейсера, а затем постепенно и с левой. В 11 часов 15 минут подходили 4 японских крейсера на расстояние 51 кабельтов с левой стороны.

В 11 часов 23 минуты броненосцы 1-го и 2-го отрядов взяли на четыре румба в левую сторону и стали перерезать нам строй. С нашего броненосного отряда открыли огонь. В 11 часов 31 минуту наш крейсер открыл огонь (недолеты). В 11 часов 36 минут короткая тревога, расстояние 45 кабельтов. Японские крейсера удаляются. 11 час. 37 мин. дробь, расстояние 45,5 кабельтов. В 11 час. 38 мин. стрельбу прекратили, японские крейсера удалились. В 12 час. 15 мин. все боевые суда выстроились в одну кильватерную колонну. В 12 час. 32 мин. 1-й броненосный отряд отошел вправо. В это время у нас команда обедала. Все на местах в ожидании настоящего боя и действительно, в 1 час 45 мин. впереди с левой стороны появился неприятель. В 1 час 50 минут наши броненосцы открыли огонь. От японцев снаряды делают перелеты, потому что они целят не в броню, а в верхние части, в трубы, мостики, чтобы вывести прислугу у орудий и произвести пожар. В 2 часа правому борту короткая тревога. Расстояние 50 кабельтов. В 2 часа 10 минут дробь правому борту. В 2 часа 20 минут на "Суворове" пожар и взрыв. Разбита задняя труба. В 2 часа 27 минут "Бородино" получил повреждение и повернул носом к неприятелю, все время с него отстреливались. В 2 часа 29 минут у "Ослябя" падает задняя мачта. На помощь к "Бородино" пошел "Жемчуг". В 2 часа 35 минут "Бородино" вступил в строй. В 2 часа 42 минуты "Ослябя" вышел из строя. К нам с левого борта идут неприятельские крейсера, как видится, по которым мы открыли огонь. Расстояние 37 кабельтов. 2 часа 40 минут левому борту короткая тревога. "Ослябя" стал крениться и в 3 часа ушел ко дну. В 3 часа 7 минут миноносец "Блестящий" не может управляться, а в 3 часа 50 минут ушел ко дну. В 3 часа 10 минут левому борту короткая тревога. В 3 часа 30 минут ранило командира. В 4 часа командир умер. В 3 часа 57 минут "Урал" не может управляться. В 4 часа 15 минут дробь правому борту, а в 4 часа 17 минут левому короткая тревога. Расстояние 57 кабельтов. В 4 часа 22 минуты недолеты. 5 часов 7 мин. курс NW-50°. 5 часов 35 мин. курс NO-23°, ход 6 узлов. В 5 часов сигнал: "Адмирал предлагает командование Небогатову". В 6 час. 27 мин. курс NW-50°. В 7 час. 10 мин. затонул головной корабль. "Суворов" или "Бородино". В 8 часов крейсера прорезали строй и повернули обратно, держа курс в Китайское море. В 4 часа "Урал", имея три подводные пробоины, начал постепенно тонуть. Команду начали высаживать на миноносцы и на буксир "Русь". Команда спасена, кроме 70 человек, вероятно убитыми и ранеными. Когда с "Урала" спасали, то японцы продолжали стрелять. Один снаряд попал в шлюпку и разбил в дребезги. В 7 часов 20 минут от острова Цусима показался отряд миноносцев, в которые броненосцы открыли огонь и крейсера...

Оглавление

Hosted by uCoz