Предыдущая Оглавление Следующая

Подводный минный заградитель типа "Ерш"

ПМЗ типа "Ерш" переоборудованы из начатых постройкой ПЛ типа "Барс" ввиду острой потребности Балтийского флота в ПМЗ. В 1916 г. Главное Управление Кораблестроения предложило Балтийскому заводу составить проект переоборудования в ПМЗ ПЛ "Форель" с использованием системы постановки мин, принятой для ПМЗ "Краб".

Система должна была обеспечивать автоматическую постановку мин типа "ПЛ" с наименьшим интервалом 30,5 м при скоростях хода от 4 узлов до полной. Проекты завода "Ноблесснер" (переоборудование ПЛ "Тур", проектант - корабельный инженер В.И. Юркевич) и Общество Николаевских заводов и верфей (переоборудование одной из ПЛ типа "Лебедь") были отвергнуты, и 26 октября 1916 г. Главное Управление Кораблестроения выдало Балтийскому заводу наряд на переоборудование ПЛ "Форель" со сроком готовности 1 мая 1917 г. 11 ноября 1916 г. Балтийский завод получил наряд на переоборудование и ПЛ "Ерш" в ПМЗ по типу "Форель". Поскольку корпуса обеих ПЛ были окончены уже к октябрю 1916 г., размещение системы постановки мин потребовало значительных переделок в кормовой части и легкой надстройки, где от 140 до 218 шп. размещались 42 мины типа "ПЛ". Мины перемещались по рельсам с помощью червячной передачи, приводимой в движение электромотором. Скорость вращения менялась от 600 до 1000 об/ мин в зависимости от скорости хода ПЛ, обеспечивая равномерность сбрасывания мин, масса системы (без рельсов и дополнительной массы надстройки) -2,5 т. Мины типа "ПЛ" принимались в перегрузку. Для обеспечения продольной остойчивости отказались от запасных торпед, кормовых ТА, изменили объемы ЦГБ. В отличие от "Барсов", управление сосредоточено в ЦП, изменена конструкция нижнего рубочного люка. Для обеспечения "противосетевой защиты" корпус был сделан гладким, без выступающих частей, ограждения рулей и винтов - сняты. Метацентрическая высота в надводном положении - 0,13 м, в подводном - 0,33 м.

Установлены дизели фирмы "Нью-Лондон" (США) по 420 л.с., обеспечившие скорость 10,5 узла. Запас топлива 32 т. Дальность плавания надводная 1000 миль полным ходом и 1400 миль - экономическим.

RPL18147.jpg

Подводный минный заградитель "Ерш"

ПМЗ "Форель" при 90% готовности (к началу 1918 г.) достроен не был.

ПМЗ "Ерш" вступил в строй 15 декабря 1917 г. В боевых действиях участия не принимал. С 1 октября 1921 г. -"ПЛ9", с 31 декабря 1922 г. - "Рабочий". Капремонт в 1922-1924 гг. Получил, столкнувшись с "ПЛ4" ("Красноармеец", бывший "Леопард"), пробоину и затонул, поднят в 1933 г. и сдан на слом.

Кроме переоборудования ПЛ типа "Барс" для нужд Балтийского моря предусматривалась постройка двух типов ПМЗ - "малого" и "большого". В начале 1917 г. Балтийский завод получил заказ на постройку по своему проекту к сентябрю 1917 г. двух малых заградителей "3-1" и "3-2" водоизмещением 230/275 т с 20 минами. Русско-Балтийскому заводу в Ревеле по его проекту были заказаны "3-3" и "3-4" - 228,5/264 т и 16 мин. До конца войны эти заградители не были достроены, "Большой" заградитель, согласно заданию Морского Генерального Штаба, составленному в декабре 1916 г. Л.Г. Гончаровым, должен был иметь 100 мин заграждения, 2 носовых и 2 траверзных трубчатых ТА, 1х100-мм и 1х75-мм орудия. Скорость хода (надводная/подводная) - 16/8 уз. Надводная дальность плавания экономическим ходом -3500 миль. Глубина погружения - 76 м. В дальнейшем проект не разрабатывался.

Проектант К.И. Руберовский, отд. подв. плавания Балтийского з-да (С. Петербург)

Время разработки проекта, г........... 1916

Завод-строитель.....................Балтийский

Число кораблей в серии (фактич.)......2(1)

Срок вступления в строй, г.............. 1917

Основные ТТХ

Водоизмещение, т:

-   надводное........................................ 655

-    подводное ....................................... 750

Длина наибольшая, м....................... 68,0

Ширина корпуса, м.............................. 4,5

Осадка средняя, м................................. 3,9

Запас плавучести,%............................ 14,5

Архит.-конструкт. тип.......однокорпусн. с двойными концевыми сферическими переборками и ЦГБ в оконечностях

Глубина погружения  (рабочая/предельная), м..................46/91

Материал (толщина, мм):

-   обшивки ПК.........................сталь (10)

-     конц. переборок ...................сталь (12)

-    легких оконечностей............. сталь (5)

-    надстройки...................................сталь

-      рубки .......сталь/маломагн. сталь (10)

Автономность, сут................................ 14

Время непрерывного пребывания под водой, час........................................ 30

Экипаж, чел............................................45

Энергетическая установка :

-              тип.................... дизель-электрическая

-              тип двигателей надводного хода дизели

-                число х мощность двигателей надводного хода, л.с.................2 х 420

-               тип двигателей подводного хода............................ электромоторы

-               число х мощность двигателей подводного хода, л.с.................2 х 450

-               число гребных валов.......................... 2

-               число групп АБ х число элементов в группе.............4 х 60

-               мощность вспомогательных дизель-генераторов, л.с...................40

Скорость хода , уз.:

-   наибольшая подводная.................. 8,5

-   наибольшая надводная ................ 10,8

-  экономическая подводная ................ 5

-  экономическая надводная............... 10

RPL18148.jpg

Общее расположение ПЛ типа "Ерш" (но состоянию на 1917 год): а - продольный разрез, 6 - план

1 - мины; 2 - палубные цистерны главного балласта; 3 - перископы; 4 - 57-мм орудия; 5 - рундуки команды; 6 - трубчатый торпедный аппарат; 7 - центробежная помпа; 8 - главный гребной электродвигатель; 9 - главный дизель мощностью 420 л. с.; 10 - аккумуляторная батарея; 11 - офицерские каюты; 12 - кают-компания

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz