Подводный минный заградитель типа "Ерш"
ПМЗ типа "Ерш" переоборудованы из начатых постройкой ПЛ типа "Барс" ввиду острой потребности Балтийского флота в ПМЗ. В 1916 г. Главное Управление Кораблестроения предложило Балтийскому заводу составить проект переоборудования в ПМЗ ПЛ "Форель" с использованием системы постановки мин, принятой для ПМЗ "Краб".
Система должна была обеспечивать автоматическую постановку мин типа "ПЛ" с наименьшим интервалом 30,5 м при скоростях хода от 4 узлов до полной. Проекты завода "Ноблесснер" (переоборудование ПЛ "Тур", проектант - корабельный инженер В.И. Юркевич) и Общество Николаевских заводов и верфей (переоборудование одной из ПЛ типа "Лебедь") были отвергнуты, и 26 октября 1916 г. Главное Управление Кораблестроения выдало Балтийскому заводу наряд на переоборудование ПЛ "Форель" со сроком готовности 1 мая 1917 г. 11 ноября 1916 г. Балтийский завод получил наряд на переоборудование и ПЛ "Ерш" в ПМЗ по типу "Форель". Поскольку корпуса обеих ПЛ были окончены уже к октябрю 1916 г., размещение системы постановки мин потребовало значительных переделок в кормовой части и легкой надстройки, где от 140 до 218 шп. размещались 42 мины типа "ПЛ". Мины перемещались по рельсам с помощью червячной передачи, приводимой в движение электромотором. Скорость вращения менялась от 600 до 1000 об/ мин в зависимости от скорости хода ПЛ, обеспечивая равномерность сбрасывания мин, масса системы (без рельсов и дополнительной массы надстройки) -2,5 т. Мины типа "ПЛ" принимались в перегрузку. Для обеспечения продольной остойчивости отказались от запасных торпед, кормовых ТА, изменили объемы ЦГБ. В отличие от "Барсов", управление сосредоточено в ЦП, изменена конструкция нижнего рубочного люка. Для обеспечения "противосетевой защиты" корпус был сделан гладким, без выступающих частей, ограждения рулей и винтов - сняты. Метацентрическая высота в надводном положении - 0,13 м, в подводном - 0,33 м.
Установлены дизели фирмы "Нью-Лондон" (США) по 420 л.с., обеспечившие скорость 10,5 узла. Запас топлива 32 т. Дальность плавания надводная 1000 миль полным ходом и 1400 миль - экономическим.
Подводный минный заградитель "Ерш"
ПМЗ "Форель" при 90% готовности (к началу 1918 г.) достроен не был.
ПМЗ "Ерш" вступил в строй 15 декабря 1917 г. В боевых действиях участия не принимал. С 1 октября 1921 г. -"ПЛ9", с 31 декабря 1922 г. - "Рабочий". Капремонт в 1922-1924 гг. Получил, столкнувшись с "ПЛ4" ("Красноармеец", бывший "Леопард"), пробоину и затонул, поднят в 1933 г. и сдан на слом.
Кроме переоборудования ПЛ типа "Барс" для нужд Балтийского моря предусматривалась постройка двух типов ПМЗ - "малого" и "большого". В начале 1917 г. Балтийский завод получил заказ на постройку по своему проекту к сентябрю 1917 г. двух малых заградителей "3-1" и "3-2" водоизмещением 230/275 т с 20 минами. Русско-Балтийскому заводу в Ревеле по его проекту были заказаны "3-3" и "3-4" - 228,5/264 т и 16 мин. До конца войны эти заградители не были достроены, "Большой" заградитель, согласно заданию Морского Генерального Штаба, составленному в декабре 1916 г. Л.Г. Гончаровым, должен был иметь 100 мин заграждения, 2 носовых и 2 траверзных трубчатых ТА, 1х100-мм и 1х75-мм орудия. Скорость хода (надводная/подводная) - 16/8 уз. Надводная дальность плавания экономическим ходом -3500 миль. Глубина погружения - 76 м. В дальнейшем проект не разрабатывался.
Проектант К.И. Руберовский, отд. подв. плавания Балтийского з-да (С. Петербург)
Время разработки проекта, г........... 1916
Завод-строитель.....................Балтийский
Число кораблей в серии (фактич.)......2(1)
Срок вступления в строй, г.............. 1917
Основные ТТХ
Водоизмещение, т:
- надводное........................................ 655
- подводное ....................................... 750
Длина наибольшая, м....................... 68,0
Ширина корпуса, м.............................. 4,5
Осадка средняя, м................................. 3,9
Запас плавучести,%............................ 14,5
Архит.-конструкт. тип.......однокорпусн. с двойными концевыми сферическими переборками и ЦГБ в оконечностях
Глубина погружения (рабочая/предельная), м..................46/91
Материал (толщина, мм):
- обшивки ПК.........................сталь (10)
- конц. переборок ...................сталь (12)
- легких оконечностей............. сталь (5)
- надстройки...................................сталь
- рубки .......сталь/маломагн. сталь (10)
Автономность, сут................................ 14
Время непрерывного пребывания под водой, час........................................ 30
Экипаж, чел............................................45
Энергетическая установка :
- тип.................... дизель-электрическая
- тип двигателей надводного хода дизели
- число х мощность двигателей надводного хода, л.с.................2 х 420
- тип двигателей подводного хода............................ электромоторы
- число х мощность двигателей подводного хода, л.с.................2 х 450
- число гребных валов.......................... 2
- число групп АБ х число элементов в группе.............4 х 60
- мощность вспомогательных дизель-генераторов, л.с...................40
Скорость хода , уз.:
- наибольшая подводная.................. 8,5
- наибольшая надводная ................ 10,8
- экономическая подводная ................ 5
- экономическая надводная............... 10
Общее расположение ПЛ типа "Ерш" (но состоянию на 1917 год): а - продольный разрез, 6 - план
1 - мины; 2 - палубные цистерны главного балласта; 3 - перископы; 4 - 57-мм орудия; 5 - рундуки команды; 6 - трубчатый торпедный аппарат; 7 - центробежная помпа; 8 - главный гребной электродвигатель; 9 - главный дизель мощностью 420 л. с.; 10 - аккумуляторная батарея; 11 - офицерские каюты; 12 - кают-компания