В дни наиболее интенсивного обстрела Порт-Артура с 16 по 21 сентября погибли пароходы: "Новик", "Гирин", "Зея", "Бурея", "Цицикар", "Нингута", а 26 сентября сгорел и затонул "Амур". Перед сдачей крепости моряки пароходства сами затопили пароход "Инкоу" и буксир "Артур" у входа в гавань, дабы не дать японцам сразу же войти в рейд. Полуразрушенный "Сибиряк" был сдан японцам на плаву.
Из всех судов Морского пароходства КВЖД уцелел только один - "Монголия", служивший под флагом Красного Креста госпитальным судном во время осады Порт-Артура. Впоследствии общество КВЖД продало это судно русской Восточно-Азиатской пароходной компании.
Так закончило свое существование одно из крупнейших русских морских пароходств прошлого.
СПИСОК СУДОВ МОРСКОГО ПАРОХОДСТВА КВЖД
1. П/х "ГИРИН" - 1889 год, Sunderland, North Eastern Marine C° Ltd. 1639 Т. р., 245 x 34,3 x 16,6, 720 л. с., 10 узлов (средняя), 1 класса - 6 человек, III класса - 200 человек. С 1889 по 1898 год п/х "Blairmourt" - Англия; 1898 -
1904 год - п/х "Гирин" общества КВЖД. 17 сентября 1904 года потоплен японской артиллерией на рейде Порт-Артура. В 1905 году поднят японцами и восстановлен. С 1905 по 1936 год п/х "Kichirin Maru" - Япония. С 1936 года п/х "Lee Cheng" - Китай.
2. П/х "МУКДЕН" - 1891 год, Glasgow, Dunsmuirs Jackson. 1567 Т. p., 244 х 33,10 х 18,5, 150 л. с., 10 узлов (средняя), 1 класса - 12 человек, III класса - 360 человек. С 1891 по 1898 год п/х "Lord Ailsa" - Англия; 1898 -1904 год - п/х "Мукден" общества КВЖД. Захвачен японцами 24 января 1904 года на рейде порта Фузан (Корея). С 1904 года п/х "Hoten Maru", затем "Junyoshi Maru" - Япония.
3. П/х "ЦИЦИКАР" - 1894 год, Newcastle, Palmers & С0. 1026Т. р., 211,3 х 32x15, 150 л.с., 9узлов (средняя), 1 класса - 4 человека, III класса - 360 человек.
С 1894 по 1898 год п/х "Newark" - Англия; 1898 - 1904 - п/х "Цицикар" общества КВЖД. Потоплен 20 сентября 1904 года японской артиллерией в Порт-Артуре. 30 сентября 1905 года поднят японцами и восстановлен. С 1905 года п/х "Yuminari Maru" - Япония.
4. П/х "СИБИРЯК" (буксирный)-1897 год, Newcastle, Hawthorn Lesly & С Ltd. 150 Т. p., 94 х 19,6 х 8, 95 л. с., 9 узлов, III класса - 25 человек.
С 1898 по 1904 год п/х "Сибиряк" общества КВЖД. Захвачен японцами в сентябре 1904 года в Порт-Артуре в поврежденном состоянии.
5. П/х "ЛИФАТ" куплен в 1898 году обществом КВЖД (технические данные и судьба неизвестны).
6. П/х "НИНГУТА" - 1889 год, Westharpool, Англия. 990 Т. р., 260 х 31,6 х 16, 1500 л. с, 15 узлов, 1 класса -25 человек, III класса - 250 человек.
С 1889 по 1899 год n/x "Empress" - Англия; 1899 - 1904 - п/х "Нингута" общества КВЖД. Потоплен 21 сентября 1904 года японской артиллерией в Порт-Артуре. Поднят японцами 8 августа 1905 года и восстановлен. С 1905 года назывался "Ikuta Maru", "Yegesan Maru", "Kyodo Maru No. 21" - Япония.
7. П/х "СУНГАРИ" - 1898 год, London, G.Scott & Ce. 1550 Т. p., 273 x 34 x 17, 214 л. с., 11,5 узлов, 1 класса - 40 человек, III класса - 300 человек. С 1898 по 1899 п/х "May" - Англия; 1899 - 1904 год п/х "Сунгари" общества КВЖД. 27 января 1904 года затоплен экипажем на рейде Чемульпо вместе с "Варягом" и "Корейцем".
Поднят японцами 6 августа 1905 года и включен в состав военно-морского флота. С 1905 года - канлодка, траспорт, затем гидрографическое судно "Matsue". Исключен из списков в 1929 году.
![]() |
![]() |
| "Нагадан" | "Инкоу" |
![]() |
![]() |
| Пароходы, затопленные в Порт-Артуре | "Сунгари", затопленный в Чемульпо |