YRB-49A
РЕАКТИВНОЕ КРЫЛО
Из всего этого многообразия в воздух поднялся только YRB-49A. 28 октября 1949 г. почти все работы по "летающим крыльям" были прекращены, остался в работе только YRB-49A №42-102376. Самолет был успешно облетан 4 мая 1950 г. под управлением пилотов Фреда Бретчера и Дейла Джонсона. Его перегнали на Мюрок, где проводились интенсивные испытания разведывательного оборудования. Позже его поместили на хранение в аэропорту Онтарио, где через десять месяцев в октябре 1953 г. и пустили на слом.
С прекращением работ по "летающей бомбе" Нортроп в марте 1946 г. предложил ВВС проект исследовательского самолета "Скайлансер", способного достигать скорости М=0,9. 5 апреля 1946 г фирма получила контракт на два опытных самолета, получивших обозначение Х-4 "Бэнтам". Это были бесхвостки со стреловидным крылом. Самолет получил два двигателя Вестингауз J30-WE-7 тягой по 700 кг. Размах крыла был 8,2 м, длина - 7,1 м. Во всех каналах управления стояли бустеры.
Первый полет Х-4 состоялся с Мюрока под управлением пилота фирмы Чарльза Тукера 15 декабря 1948 г. Второй Х-4 полетел 7 июня 1949 г. На X-4 летали практически все известные пилоты ВВС США и НАКА, включая будущих астронавтов и пилотов знаменитого Х-15. Один из них, Скотт Кросфилд, отметил, что Х-4 "был очень капризным и требовательным в управлении". А на большой скорости срыв воздушного потока на крыле приводил к такому шуму, "что как будто груженный состав гремел по рельсам". Дело в конце-концов кончилось потерей управления и помпажем двигателей. Скотт сумел повторно запустить двигатели и вернуться на аэродром. После этого случая Х-4 поставили на консервацию.
УШЕДШИЕ, НО НЕ ЗАБЫТЫЕ
Позже имя Нортропа ассоциировалось с перехватчиком F-89 "Скорпион", с серией созданных вместе с фирмой Велко Гэсич учебных Т-38 и боевых F-5. Казалось, что на многие годы фирма Нортроп забыла про "летающие крылья". Порой появлялись вообще бескрылые конструкции, вроде "летающего фюзеляжа" M2-F1, похожего на яйцо с отрезанной нижней частью. Такая компоновка самолета считалась оптимальной для гиперзвуковых полетов и космопланов. 12 июля 1966 г M2-F2 был поднят в воздух под крылом В-52 и совершил первый скоростной планирующий полет. Позже на самолет поставили ракетный двигатель XLR11, а потом проводили полеты с измененной центровкой. В 16-м полете началось сильное боковое раскачивание самолета в момент захода на посадку. В результате пилот НАСА Брюс Петерсон был серьезно ранен.
![]() |
![]() |
Бесхвостка Х-4 | "Летающее яйцо" HL-10 |
Незадолго до этого 22 декабря 1966 г. Петерсон опробовал в воздухе опытный Нортроп HL-10, представлявший собой как бы перевернутый M2-F2 - с яйцеобразной нижней несущей поверхностью фюзеляжа. 13 ноября 1968 г. HL-10 впервые был испытан с ракетным двигателем. Позже M2-F2 был переделан в M2-F3 с тремя килями и достиг скорости М-1,7. А на HL-10 было получено М=1,9.
Но все это было только "отхожим промыслом" великой мечты, и вот спустя ровно 60 лет после полета первого "Крыла" настал звездный час фирмы Нортроп...