Огромную роль авианосцев в ведении ограниченной войны продемонстрировали события в Индокитае. Ударные авианосцы 7-го флота были направлены к берегам Вьетнама в начале 1964 г., задолго до ввода в страну сухопутных войск. Палубные самолеты вели разведку и эпизодически привлекались для оказания поддержки войскам южновьетнамского правительства. В августе 1964 г. произошел "тонкинский инцидент", после которого США непосредственно "влезли" во вьетнамскую войну. Первыми нанесли удары по целям на территории ДРВ самолеты авианосцев "Констеллейшн" и "Тикондерога". В Южном Вьетнаме планировалось развернуть крупную группировку ВВС, но количества аэродромов, способных принимать реактивные самолеты, было недостаточно, на постройку новых и переоборудование имеющихся требовалось время. Выход был найден в усилении авианосного ударного соединения у берегов Вьетнама. К февралю 1965 г. здесь находилось уже четыре ударных авианосца.
Вьетнам заставил приумолкнуть критиков плавучих аэродромов. Боевой опыт показал, что подобные корабли незаменимы в локальных войнах. Поддержание "Pax American" без них невозможно - именно в середине 60-х годов широко разошлось по всему миру словосочетание "дипломатия авианосцев"...
Авианосцы типа «Нимиц» в порту
Решение о строительстве новой серии авианосцев под влиянием уроков Вьетнама приняли в 1968 г. Все корабли должны были иметь атомную энергетическую установку и строиться на судостроительном заводе в Ньюпорт-Ньюс. Головной корабль "Честер У. Нимиц" заложили в июне 1968 г., в строй он вошел в мае 1975 г. Имея полное водоизмещение 91 000 т, "Нимиц" стал самым большим боевым кораблем в мире. Начиная с "Нимица", все американские авианосцы строятся только на верфи "Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг энд драй док". Специально для "Нимица" разрабатывался новый ядерный реактор большой мощности. Проектом предусматривалась установка всего двух реакторов вместо восьми на "Энтерпрайзе". Именно задержки с созданием реакторов привели к двухлетней приостановке работ на первых двух авианосцах "Нимиц" и "Дуайт Д. Эйзенхауэр". "Нимиц" вступил в строй в мае 1975 г. Корабль вошел в состав 6-го флота, оперировавшего в самом потенциально горячем районе вероятной Третьей мировой войны - Средиземном море.
Серия кораблей типа "Нимиц" стала крупнейшей в послевоенный период, авианосцы этого типа строятся и в настоящее время. Вслед за "Нимицем" вошел в строй в октябре 1977 г. "Дуайт Д. Эйзенхауэр", дальше последовали в 1982 г.: "Карл Винсон", в 1986 г. - "Теодор Рузвельт", в 1989 г. - "Авраам Линкольн", в 1991 г. - "Джордж Вашингтон", в 1995 г. - "Джон С. Стеннис". Вновь построенные корабли заменяли в боевом составе авианосцы типов "Эссекс" и "Мидуэй".
Строительство серии авианосцев типа "Нимиц" всегда находилось под огнем критики из-за их огромной стоимости. В 70-е годы предпринимались попытки создания авианесущих кораблей меньшего водоизмещения, приспособленных для базирования СВВП; считалось, что ввод в строй таких легких авианосцев позволит уменьшить необходимое количество авианосцев больших и таким образом удастся сэкономить значительные средства. С 1970 по 1974 г. велось проектирование корабля контроля моря SCS (Sea Control Ship), предназначенного для базирования перспективных сверхзвуковых СВВП XVF-12А и противолодочных вертолетов. В 1975 г. программа разработки корабля SCS была прекращена, а взамен началось проектирование более крупного авианесущего корабля CVV (Carrier Vessel Vertical - авианосец СВВП). В 1972-74 г. для проверки концепции SCS/CVV на десантном вертолетоносце "Гуам" базировалась эскадрилья СВВП морской пехоты AV-8A. Испытания прошли успешно. Парадоксально, но это факт - в конечном итоге успех этих испытаний привел к отказу от концепции SCS/CVV. Зачем строить новые корабли, если платформа для базирования СВВП уже имеется? В настоящее время размещение самолетов вертикального взлета и посадки на американских десантных вертолетоносцах - нормальное явление.. Всего было разработано семь вариантов кораблей SCS/CVV, на основе одного из них был спроектирован и построен в Испании авианесущий корабль "Принц Астурийский".
«Карл Винсон» на ходовых испытаниях