Всеволод КАТКОВ
Возможно, кое-кто из читателей уже сталкивался со словом "сиквел", но в наше время "эксклюзивных презентаций" новые слова появляются на свет с головокружительной быстротой и поэтому я вкратце разъясню его смысл. Сиквел - это, как говорят переводчики, "калька" с английского слова sequel, что означает продолжение. "Ну так бы и назвал статью по-русски "Хорнет" - продолжение "Москито" - заворчит недовольный читатель. В свое оправдание скажу, что слово "сиквел" имеет еще одно значение - результат. Ведь "Хорнет" был не просто "второй версией" "Москито", то есть сильно модифицированным вариантом удачного самолета, а совершенно новой машиной, являвшейся результатом развития идей, заложенных в конструкцию его знаменитого предшественника. А как этот "результат" появился на свет и что он собой представлял - судите сами...
Осенью 1941 г. руководство фирмы Де Хэвилленд рассматривало вопрос, какой бы работой загрузить своих проектировщиков. Может показаться странным, что в столь не легкий для Великобритании год, проектный отдел одной из ведущих авиационных фирм оказался без работы. Сложившееся положение объясняется тем, что DH.98 "Москито" уже запускался в серийное производство и требовал лишь конструкторско-технологического сопровождения, а Проект 227 по спецификации Е.6/41, будущий DH.100 "Вампир", находился в "замороженном" состоянии, так как еще не были известны тактико-технические характеристики ТРД "Гоблин". По решению руководства фирмы в октябре 1941 г. приступили к проектированию на базе "Москито" скоростного ночного бомбардировщика в соответствии с требованиями спецификации В.4/42. Проект получил обозначение DH.101. Как и DH.98 самолет не имел оборонительного вооружения, а чтобы сохранить при возросшей бомбовой нагрузке скорость на прежнем уровне, на него предполагалось установить мощные моторы "Сейбр" фирмы Нэпир, которые еще находились в стадии разработки. Именно этот двигатель сыграл роковую роль в судьбе DH.101 - возникшие технические трудности заставили Нэпир перенести сроки готовности на "необозримое" будущее, а Де Хэвилленд - прекратить работы по проекту. Но фирма не желала так просто расставаться со спецификацией В.4/42, поскольку это был "госзаказ", а, следовательно, государственное финансирование ( разумеется, в случае победы на конкурсе). Началась проработка проекта DH.102 с менее мощными чем "Сейбр" моторами "Мерлин" или "Гриффон" фирмы Роллс-Ройс. Но даже самые оптимистические расчеты (а как часто они сбываются?) показывали, что скорость DH.102 будет гораздо меньше, чем у "Москито", что сводило на нет все преимущества бомбардировщика, главной защитой которого была скорость. В ноябре 1942 г. работы по этому проекты были прекращены. Но идеи, заложенные в конструкцию DH.98 имели большой потенциал для дальнейшего развития, так что было бы грехом для Де Хэвилленд их не использовать. И фирма свой шанс не упустила. Как считалось, Англии предстояло вступить в серьезные схватки с японцами на Тихоокеанском театре военных действий. Авиации предстояло действовать над огромными водными пространствами с не очень часто разбросанными островами, на которых аэродромы попадались еще реже. Для таких условий королевским ВВС требовался истребитель с большой дальностью полета. Не стоит забывать и то, что до победы над Германией еще оставалось довольно много времени. Разумеется, у англичан уже имелся самолет с подходящей дальностью полета и мощным вооружением - Бристоль "Бофайтер", который к тому же считался истребителем. Конечно, он весьма успешно справлялся с этой ролью в бою с неповоротливыми бомбардировщиками Люфтваффе, но в борьбе с маневренными и более скоростными истребителями оказывался в проигрыше. Образовавшуюся в самолетном парке ВВС нишу и решила занять Де Хэвилленд, взявшись за создание дальнего истребителя с высокой скоростью и хорошими маневренными характеристиками. Как и в случае "Москито" эта работа проводилась в инициативном порядке. Первоначально предполагалось сделать просто масштабно уменьшенный одноместный вариант DH.98 с улучшенной аэродинамикой. Кроме того, была развернута широкая кооперация с фирмой Роллс-Ройс, которая согласилась разработать для самолета вариант мотора "Мерлин" с уменьшенной площадью миделевого сечения. В конце 1942 г. форсированными темпами началось проектирование новой машины, получившей обозначение DH.103. Уже в январе 1943 г. был готов полноразмерный деревянный макет, который, для соблюдения секретности, строили в уголке опытного отдела Де Хэвилленд в Хатфилде, отгороженном от остального помещения специально построенной стенкой. В том же месяце макет осмотрела комиссия Министерства авиационной промышленности Великобритании. Хотя работы фирмы были одобрены, официальная спецификация F.12/43 была выпущена лишь в июне 1943 г., после чего фирма приступила к постройке прототипа.