Оглавление

Программа JSF набирает обороты

Программа летных испытаний "Объединенного ударного истребителя" (JSF) вступила в новую фазу - в воздух поднялся самолет Локхид-Мартин Х-35А - в варианте обычного взлета и посадки.

24 октября  (2000 года, прим. ВВС) состоялся успешный 22-минутный перелет самолета с 42-го завода ВВС на авиабазе Пэлмдейл в Калифорнии на авиабазу Эдварде - в 55 км от Пэлмдейла.

Х-35А создан в качестве опытного самолета под требования ВВС США. Он теперь присоединился к своему конкуренту фирмы Боинг - Х-32А, уже проходящему испытания в Эдвардсе. Причем Х-35А создан как под требования ВВС США, так и отвечает требованиям флота к палубному самолету.

Представитель Локхид-Мартин отмстил, что полет прошел успешно, за исключением отказа двух створок, закрывающих основные стойки шасси, которые не убрались. Самолет под управлением летчика-испытателя Тома Модснфилда достиг высоты 3000 м. В полете проверялась работоспособность бортовых систем, передача телеметрии и посадочные характеристики. Самолет показал хорошую скороподъемность, а разбег занял всего 600 м. После уборки шасси две передние створки ниш основных стоек шасси не убрались. Стойки шасси пришлось снова выпустить. Проблема, полагают, в электроцепи управления системы уборки створок.

Скорость в полете достигала 400 км/ч, максимальный угол атаки 10,4° - нормальный угол атаки при заходе на посадку. Летчик-испытатель заявил, что в последующих полетах уже в течение двух ближайших недель самолет будет проверен и на больших углах атаки. В процессе испытания X-35А планируется достигнуть высоты полета в 12000 м и скорости М-1,5.

Первый этап испытаний Х-35А запланирован до конца года, после чего его переоборудуют в самолет короткого взлета и вертикальной посадки - будут установлены подъемный вентилятор и отклоняемые сопла двигателя. Оба этапа испытаний займут по 20 летных часов. Причем полеты в режиме обычного самолета будут засчитаны и как испытания самолета короткого взлета и вертикальной посадки, так как планер фактически останется тот же. Полеты с коротким взлетом и вертикальной посадкой планируется начать в январе 2001 года. Второй опытный самолет Х-35С готовится исключительно под требования флота и станет главным объектом испытаний. Х-35С должен получить крыло большей площади, и в течение трех месяцев налетать 70 часов. Ожидается, что программа испытаний двух машин позволит оперативно вносить необходимые доработки в их конструкцию. В целом представитель Локхид-Мариеты заявил, что уже сейчас опытные самолеты максимально близки к последующему этапу испытаний в рамках программы создания JSF. Представитель также отметил, что технический риск сведен к минимуму. Главной целью испытаний видится не только проверка общей аэродинамической компоновки самолета, но и оценка его аэродинамики при вертикальном взлете и висении вблизи земли, так как довольно трудно предсказать поведение самолета в отраженном от земли воздушном потоке. Испытатели собираются также во всеоружии встретить проблемы с системой передачи мощности на подъемный вентилятор. В частности, в случае необходимости, титан в конструкции передачи вентилятора будет тут же заменен на сталь (такая замена вообще планируется по плану даже при благоприятном исходе испытаний). Представитель фирмы отметил также, что несмотря на опоздание с первым полетом по сравнению со своим конкурентом - Боингом Х-32А - фирма Локхид-Мартин надеется, что ей лучше удастся представить свой продукт заказчику - ВВС и флоту США.

В день первого полета Х-35А случился и инцидент с другим участником программы JSF - X-32A, который совершил незапланированную посадку на дно высохшего озера из-за отказа тормозной системы самолета - в ней упало давление. Причем причину отказа сразу установить не удалось, что привело к задержке дальнейших полетов. Хотелось бы отметить высокий темп испытаний нового самолета. Только за месяц со дня первого полета X-32А 18 сентября было совершено 17 полетов. А инцидент произошел в третьем полете в течение дня. Фирма же Боинг уже в начале 2001 года планирует поднять в воздух Х-32В - вариант самолета с коротким взлетом и вертикальной посадкой.

Оглавление