Ил-10
Лишь в начале февраля 1944 г. ответственный представитель ОКБ на 18-м авиазаводе В.Н. Бугайский смог доложить С.В. Ильюшину:
"Наконец, можно рапортовать, машину закончили. Отправку в Москву намечаем к 15 февраля. Мотор заменить не сумели, та как его нам не дали до сих пор. Машина получилась хорошая во всех отношениях, исключительно перспективная и многообещающая, а главное, ясная во всех элементах. Хорошо бы к лету запустить в серию Прошу Вас дать указание, чтобы прибывшую в Москву машину Ил-1 наш народ проверил самым тщательным образом".
Несколькими днями позже старший военпред 18-го авиазавода докладывал своему руководству, что "заводом по чертежам Главного конструктора изготовлен Ил-1 - двухместный вариант бронированного истребителя с мотором АМ-42, и 14.02.44 г. отправлен на завод № 240 для окончательной доводки".
После установки нового мотора АМ-42 и проверки всех систем С.В. Ильюшин направил "Заместителю Народного комиссара Авиационной промышленности товарищу Яковлеву А.С." докладную записку, в которой указывал, что "двухместный бронированный штурмовик Ил-10 с мотором АМ-42 готов к первому вылету, на что и прошу Вашего разрешения".
20 апреля 1944-го необходимое разрешение было получено и заводские испытания начались. К 11 мая шеф-пилот ОКБ В.К. Коккинаки сделал на новом штурмовике свыше трех десятков полетов по программе заводских испытаний.
Состав вооружения опытного Ил-10 АМ-42 включал: две пушки ВЯ-23 (300 снарядов), два пулемета ШКАС (1500 патронов), оборонительную подвижную установку ВУ-7 с пушкой Ш-20 ОКБ-15 НКВ с боезапасом 150 снарядов, 4 РО-82, 10 авиагранат АГ-2 и нормальную бомбовую нагрузку 400 кг (в перегрузку 600 кг).
При полетном весе 6300 кг (вес бомб 400 кг, без PC) максимальная скорость нового штурмовика составила у земли 512 км/ч и на высоте 2800 м - 555 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м - 1,6 мин, на высоту 3000 м - 4,9 мин. Дальность полета на высоте 2800 м на скорости 385 км/ч равнялась 850 км.
"Испытания прошел и подлежит передаче на государственные испытания. Самолет обладает запасом устойчивости по всем трем осям", - отмечалось в заключении отчета по заводским испытаниям.
13 мая (то есть с опозданием на 6 месяцев) в ГК НИИ ВВС КА для производства государственных испытаний были переданы сразу три экземпляра опытного Ил-10 АМ-42. Последнее обстоятельство позволило ведущему инженеру П.Т. Аброщенко (ведущий летчик-испытатель А.К. Долгов, штурман Горбунов) завершить испытания нового штурмовика всего за две недели. 27 мая, выполнив 43 полета по программе испытаний (налет 22 часа 37 минут), бригада рапортовала об их успешном завершении.