Блэкберн "Скуа"
Дальнейшим развитием этой машины стал Кертисс Модель 77 (SBC "Хеллдайвер"). ВМС США потребовался новый двухместный палубный истребитель, и в 1932 г. они заказали фирме "Кертисс" прототип под названием XF12C-1. Самолет Модель 73 совершил первый полет в 1933 г. Это был моноплан-парасоль с убирающимися шасси и двигателем Райт R-1510-92 "Уирлуинд" 14 мощностью 625 л.с. В дальнейшем его решили использовать как разведчик, и он получил наименование XS4C-1. С января 1934 г. его пытались использовать в качестве разведчика-бомбардировщика, оснастив новым двигателем Райт-Циклон R-1820. В сентябре на пикировании крыло разрушилось, и самолет с новым обозначением XSBC-1 получил сильные повреждения. Все эти аварии объяснялись тем, что для пикирующего бомбардировщика требовалась прочная цельнометаллическая конструкция, к ее разработке приступили только с конца 20-х годов.
Так как крыло типа "парасоль" совершенно не подходило пикировщику, XS4C-1 переделали в биплан XSBC-2 (модель 77) с двигателем Райт R-1510-12 Уирлуинд 14 мощностью 700 л.с. В марте 1936 г. на него установили новый двигатель Пратт-Уитни R-1535-82 "Твин Уосп Юниор" в 700 л.с., с ним самолет опять получил новое название XSBC-3. В серии он именовался SBC-3 (модель 77А). 29 августа 1936 г. ВМС США заказали 83 таких машины.
Улучшенный самолет XSBC-4 (модель 77В) оснащался более мощным двигателем Райт R-1820-22. 5 января заключили контракт на поставку 174 машин, первую из них сдали ВМС в марте 1939 г. Пять машин передали ВВС Великобритании, где они под обозначением "Кливленд" использовались в качестве тренировочных. Французы заказали 90 машин, но часть из них передали ВМС США взамен отправленных в Англию. Все они назывались SBC-4 и отличались от стандартных серийных протектированием топливных баков.
В связи с возникшей в 1932 г. потребностью в двухместном палубном пикирующем бомбардировщике, способном нести под фюзеляжем 454-кг (1000 фунтов) бомбу, ВМС США заключили контракт с корпорациями "Консолидейтед Эйркрафт" и "Грейт Лейкс Эйркрафт" на строительство опытных самолетов. В итоге появился Грейт Лейкс XBG-1 - биплан с трапециевидными крыльями, неубирающимся шасси с хвостовым колесом и открытой двухместной кабиной. На нем стоял двигатель Пратт-Уитни R-1535-64 "Твин Уосп Юниор" в 830 л.с. Конкурсные испытания, проведенные ВМС США в середине 1933 г., выявили преимущество XBG-1 над основным конкурентом XB2Y-1. В серии эта машина называлась BG-1 и отличалась от опытной наличием закрытой кабины. Всего построили 61 самолет, поставки начались осенью 1934 г.
Во Франции в 1934 г. началась разработка двухместного пикировщика "Ньюпор" Ni-140.01 (обозначение Ni-D отменили после ухода из компании Густава Деляжа). Самолет и его модификации имели значительное сходство с Ju-87, и во время Второй мировой войны немцы обвинили французов, что якобы те в 30-е годы украли чертежи немецких самолетов.
Ni-140.01 совершил первый полет 12 марта 1935 г. Это был низкоплан металлической конструкции с крылом типа "обратная чайка", закрытой кабиной, большим угловатым килем и неубирающимся шасси, закрытыми обтекателями в виде "штанин". 12-цилиндровый V-образный двигатель Испано-Сюиза 12Xbrs мощностью 690 л.с. обеспечивал максимальную скорость 336 км/час. Первый экземпляр в июле 1935 г. разбился при вынужденной посадке. В ноябре взлетел Ni-140.02 с увеличенным хвостовым оперением и уменьшенными обтекателями шасси. Машина потерпела катастрофу при пикировании 15 мая 1936 г., на ее основе затем разработали одноместный Ni-141 "Луар-Ньюпор" 40, запущенный в серию под обозначениями "Луар-Ньюпор" 401 и 411.
В Италии опытный экземпляр одноместного пикирующего бомбардировщика "Савойя-Маркетти" S.M.85 совершил первый полет 19 декабря 1936 г. Свободнонесущий высокоплан с убирающимся в мотогондолы шасси имел фюзеляж прямоугольного сечения с сильно выступающим фонарем кабины пилота, обеспечивавшим хороший обзор при вводе в пикирование. Двигатели - звездообразные "Пьяджо" Р.VII С. 16. мощностью 460 л.с. Все 32 серийных самолета с бомбовой нагрузкой в одну бомбу весом до 800 кг, имели усовершенствованные комбинированные закрылки - воздушные тормоза и винты изменяемого шага.
Развитием этой машины стал поднявшийся в воздух в середине 1940 г. S.M.86, достигший скорости 412 км/час с двумя двигателями Вальтер "Сагитта" в 450 л.с. Второй экземпляр взлетел 7 августа 1941 г., но дальнейшего развития машина не получила. Практически все построенные самолеты значительно уступали "штуке" по эффективности боевого использования и не нашли широкого применения.
Самым известным после "штуки" пикировщиком того же поколения, что и Ju-87, стал английский Блэкберн "Скьюэ" ("Skua" - поморник). Это был первый английский палубный моноплан-пикировщик с убирающимся шасси, закрылками и винтом изменяемого шага. В острой конкуренции с компаниями "Авро", "Болтон Пол", "Хоукер" и "Виккерс" фирма "Блэкберн" в апреле 1935 г. получила заказ на два опытных экземпляра. Первый из них с двигателем "Бристоль Меркюри" IX в 840 л.с. поднялся в воздух 9 февраля 1937 г. После демонстрации в июне 1937 г. на авиационной выставке в Хендоне Испытательная комиссия по вооружению и самолетам дала благоприятный отзыв по поводу летных качеств "Скьюэ".
Заказ на 190 самолетов выдали фирме еще в июле 1936 г. - за полгода до полета опытного экземпляра. Для ускорения серийной постройки на самолетах устанавливались бесклапанные двигатели Бристоль "Персей" XII в 890 л.с. (Все двигатели "Меркури" IX пошли на постройку Бристоль "Бленхеймов" и Глостер "Гладиаторов").
Первый серийный самолет взлетел 28 августа 1938 г., а всю партию в 190 машин построили за период сентябрь 1938 - март 1940 гг. Новыми машинами оснастили эскадрильи авианосцев "Арк Ройал" и "Глориес".
Попытка использовать "Скьюэ" в качестве морского истребителя (модификация "Рок") не принесла успеха, по своим летным данным (максимальная скорость - 362 км/час) он выглядел откровенно устаревшим, но в качестве пикировщика самолет сумел проявить себя в Норвежской кампании. 10 апреля 1940 г. 16 машин, взлетев с авиабазы Хатстон на Оркнейских островах, потопили в гавани Бергена немецкий крейсер "Кенигсберг" (первый крупный надводный корабль, потопленный RAF во Второй мировой войне), точно сбросив на него три 227-кг бомбы, еще две разорвались в непосредственной близости. Это был единственный удачный боевой вылет Skua на пределе дальности. 25 апреля на аэродроме Тронхейм-Ваернес "поморники" уничтожили и повредили один Ju-88 и семь "штук" из l./StGl. Налеты на побережье Норвегии с переменным успехом продолжались весь апрель и первую половину мая, причем основные потери Skua несли не от истребителей и зениток противника, а от нехватки топлива - так было потеряно девять машин при шести сбитых и девяти поврежденных немецких самолетах. Во время эвакуации из Дюнкерка "Скьюэ", взлетая из Детлинга, прикрывали наземные войска. Все машины сняли с вооружения уже в 1941 г., и они доживали свои век в качестве буксировщиков мишеней и учебно-тренировочных.35