И-230 (МиГ-3У, Д ) Улучшенная модификация истребителя МиГ-3 с мотором АМ-35А
Постановлением ГКО №2946 от 26 февраля и приказом НКАП №121 от 27 февраля 1943 г. коллективу ОКБ-155 была поручена постройка для авиации ПВО шести улучшенных истребителей МиГ-3 с взлетной массой 3100 кг, максимальной скоростью полета 670 км/ч, практическим потолком 12500 м и временем набора высоты 10000 м равным 13 мин.
Для достижения заданных характеристик был выполнен коренной пересмотр конструкции самолета МиГ-3 с точки зрения уменьшения веса и улучшения его летных данных. Проведенные мероприятия позволили улучшить аэродинамику и технологичность конструкции, а также снизить на 150 кг массу самолета, который получил название И-230 или МиГ-3У.
Основные отличия конструкции улучшенного истребителя
МиГ-3У (И-230) по сравнению с серийным самолетом МиГ-3 (И-200)
заключались в следующем:
- улучшили и облегчили конструкцию фюзеляжа, который стал
представлять собой цельнодеревянный монокок со съемным дюралевым
килем, то есть отсутствовали центральная сварная ферма и боковые
дюралевые панели;
- стенка главного лонжерона центроплана в месте прохода через туннель водорадиатора была заменена фермой;
- главный лонжерон консолей крыла выполнили не из дельта-древесины, а из металла – хромансилевые пояса таврового сечения и
дюралевые стенки;
- несколько сдвинули назад, расширили и улучшили кабину летчика, в связи с чем была изменена конструкция фонаря;
- для предотвращения отсоса посадочных щитков в полете были установлены замки убранного положения;
- в связи с переделкой кинематики уборки костыля, стабилизатор подняли на 200 мм и выполнили с новыми узлами крепления;
- на основных стойках шасси были установлены колеса размером 600x180;
- доработали щитки и замки подвески шасси.
Вооружение истребителя состояло из двух синхронных 20-мм пушек ШВАК с боезапасом по 150 патронов. Прицел ПБП-1А. Стрельбу из пушек можно было вести как раздельно, так и залпом. Радиооборудование включало передатчик РСИ-3 (с форсированной мощностью) и приемник РСИ-4. Также была предусмотрена установка радиополукомпаса. Кислородное оборудование состояло из прибора КПА-3бис и 4-х литрового кислородного баллона. Доступ к рации и кислородному баллону осуществлялся через люк, расположенный с правого борта фюзеляжа.
На истребителе устанавливался двигатель АМ-35А с редукцией 0,732, однако он имел перетяжеление на 40 кг по сравнению со старым серийным АМ- 35А, так как собирался на базе агрегатов мотора АМ-38Ф. Самолет оснащался винтом АВ-5Л-126А диаметром 3,2 м. Запас топлива размещался в одном мягком баке емкостью 440 л, который находился в фюзеляже перед кабиной пилота в специальном контейнере. В счет перегрузки в центроплане могли устанавливаться еще два серийных топливных бака общей емкостью 210 л.
![]() |
![]() |
|
Первый экземпляр истребителя МиГ-3У (И-230, Д-01) |
Первый экземпляр истребителя МиГ-3У (И-230, Д-01) на государственных испытаниях в НИИ ВВС |
Первый экземпляр истребителя МиГ-3У (И-230, Д-01) на государственных испытаниях в НИИ ВВС
Второй экземпляр истребителя МиГ-3У (И-230, Д-02) с увеличенными консолями крыла.
Водорадиатор ОП-310 размещался под полом кабины пилота. Вход в туннель водорадиатора находился в носках центроплана, а выход – в его нижней части. Заборники всасывающих патрубков двигателя АМ-35А были выведены в туннель водорадиатора. Под фюзеляжем также был установлен один маслорадиатор "533", туннель которого располагался под туннелем водорадиатора. Кроме того, на истребителе И- 230 устанавливалась, но на испытаниях не подключалась, система разжижения масла бензином.
Первый экземпляр МиГ-3У (Д-01) впервые поднял в воздух 31 мая 1943 г. летчик-испытатель В.Н. Савкин. В течение июня-августа было построено еще пять истребителей – Д-02, Д-03, Д-04, Д-05 и Д-06. В отличие от других машин на самолете Д-04 было установлено крыло с размахом 11,14 м и площадью 18,22 м2. К концу июля 1943 г. на МиГ-3У (Д-01) была выполнена программа испытаний, самолет совершил 28 полетов с налетом 13 час. 26 мин. Во время заводских испытаний основные проблемы вызвала доводка температурных режимов ВМГ, в особенности маслосистемы.
23 июля машину перегнали в НИИ ВВС на государственные испытания, которые проходили в период с 28 июля по 6 августа 1943 г. Ответственными за их проведение были назначены ведущий инженер капитан А.С. Розанов и летчик-испытатель подполковник В.И. Хомяков.
За время госиспытаний на самолете И-230 было выполнено 23 полета, в том числе 10 высотных, с общим налетом 15 час. 26 мин. Была получена максимальная скорость 656 км/ч на высоте 7000 м и практический потолок 11900 м. Полеты на потолок выполнялись на номинальном режиме с площадками для охлаждения мотора. Маневренность истребителя оценивалась на высоте 8000 м: левый вираж составлял 37 с, правый – 35 с; боевой разворот как левый, так и правый – 22 с, при этом самолет набирал 400-450 м.
По мнению военных испытателей и летчиков облета, пилотажные характеристики истребителя И-230 были на хорошем уровне, за исключением посадки, которая осталась сложной. Кабина пилота слала удобней и по своей компоновке была близка к стандартной.
Основным недостатком самолета было выбивание масла через уплотнение вала редуктора, особенно при полетах выше границы высотности. Это явление наблюдалось во всех полетах, при этом машина возвращалась на аэродром с фюзеляжем, залитым маслом от носа до хвоста. По заключению военных истребитель МиГ-3У мог быть рекомендован для использования в частях ВВС только после устранения всех основных дефектов.
После возвращения машины Д-01 из НИИ ВВС и устранения выявленных недостатков все истребители МиГ-3У были облетаны летчиком 12 Гв.ИАП 6 ИАК ПВО лейтенантом П.А. Журавлевым и осмотрены техсоставом полка. По результатам ознакомления с новой матчастью полком в августе 1943 г. были приняты только самолеты Д-01, Д-03, Д-04 и Д-06, а Д-02 и Д-05 остались на заводе №155 для замены моторов. Однако новые моторы АМ-35А поступили лишь к 10 октября 1943 г. Во время вынужденного ожидания на машине Д-02 также произвели установку удлиненных консолей. После установки мотора и облета истребитель МиГ-3У (Д-02) был принят техсоставом 177 ИАП, а самолету Д-05 не повезло, при пробе нового мотора потек маслорадиатор и его пришлось отправить на завод №34 для ремонта. В дальнейшем из-за выявленных дефектов самолетов серии "Д" от его приемки авиация ПВО отказалась.
МиГ-3У в одном строю с Як-7
Основные характеристики истребителя И-230 (МиГ-3У)*
|
Длина самолета, м |
8,62 |
|
Размах крыла, м |
10,2 |
|
Площадь крыла, м2 |
17,44 |
|
Высота самолета, м |
3,275 |
|
Масса пустого самолета, кг |
2627 |
|
Взлетная масса, кг |
3260 |
|
Запас топлива, кг |
324 |
|
Максимальная скорость полета, км/ч: |
|
|
у земли |
505 |
|
на высоте 7000 м |
656 |
|
Время набора высоты 5000 м, мин |
6,2 |
|
Практический потолок, м |
11900 |
* – по результатам государственных испытаний.
И- 231 (2Д) Модификация истребителя И-230 с двигателем АМ-39
В сентябре 1943 г. ОКБ-155 приступило к модификации истребителя И- 230 под установку двигателя АМ-39А взлетной мощностью 1800 л.с. Ведущим инженером по машине был назначен В.Н. Сорокин с оставлением за ним общего руководства и надзора за эксплуатацией и доводками истребителей И-230 (МиГ-3У). Для обеспечения необходимых температурных режимов, в связи с возросшей мощностью мотора, на самолете И-231 установили водорадиатор увеличенной с 24,8 до 30 дм2 площади, в нем же разместили и радиатор дополнительного контура (7 дм2) для охлаждения воздуха, поступающего из нагнетателя в цилиндры мотора. Емкость фюзеляжного топливного бака увеличили до 500 л. Стабилизатор был опущен на 200 мм (как на МиГ-3), с целью устранения дрожания хвостовой фюзеляжа, выявленного на самолетах И-230. Вооружение также состояло из двух синхронных 20-мм пушек ШВАК.
Истребитель И-231 был закончен в производстве и передан на заводские испытания 16 октября 1943 г. Для проведения летных испытаний 19 октября был назначен экипаж в составе летчика-испытателя капитана В.Н. Савкина, старшего механика А.В. Фуфурина и моториста И.В. Котова. В этот же день состоялся первый полет И-231. Однако 5 ноября из-за разрушения нагнетателя летчик в исключительно трудных условиях совершил вынужденную посадку в городе Ногинск. Как отметил летно-технический состав Ногинского аэродрома, посадка была совершена с выпущенными шасси и исключительно мастерски. За спасение опытной машины В.Н. Савкин был награжден орденом Красной Звезды. Полеты возобновились 23 ноября после ремонта и установки нового мотора. На испытаниях истребителя И-231 была достигнута максимальная скорость полета 707 км/ч на высоте 7100 м, а время набора высоты 5000 м составило 4,5 мин.
Истребитель И-231 (2Д) с двигателем АМ-39. Обратите внимание на стабилизатор, размещенный ниже, чем на истребителе И-230
26 февраля 1944 г. истребитель И-231 отправили в НИИ ВВС на государственные испытания. Перед отправкой коллектив ОКБ провел устранение выявленных дефектов, а также был установлен новый винт AB-5Л-126E, облегченный на 25,3 кг. Испытания продолжались недолго, так как 8 марта самолет, пилотируемый летчиком-испытателем П.М. Стефановским, потерпел аварию. При посадке не вышли щитки-закрылки и отказали тормоза, из-за чего в конце пробега самолет выкатился на неукатанную часть аэродрома и скапотировал. И-231 возвратили в ОКБ для восстановительного ремонта, после которого 12 мая его вновь передали в НИИ ВВС. Однако 19 мая в полете при даче форсированного режима вышел из строя мотор. Получение нового мотора АМ-39 затянулось, и вскоре работы по самолету были прекращены.
Основные характеристики истребителя И-231 (2Д)
|
Длина самолета, м |
8,62 |
|
Размах крыла, м |
10,2 |
|
Площадь крыла, м2 |
17,44 |
|
Высота самолета, м |
3,275 |
|
Масса пустого самолета, кг |
2583 |
|
Взлетная масса, кг |
3287 |
|
Запас топлива, кг |
333 |
|
Максимальная скорость полета, км/ч: |
|
|
на высоте 7100 м |
707 |
|
Время набора высоты 5000 м, мин |
4,5 |
|
Практический потолок, м |
11400 |