Оглавление

ПОГОНЯ ЗА ПРИЗРАКОМ МАЛОЗАМЕТНОСТИ

Интересно отметить, что Евгений Федосов скептически относится даже к малозаметности, как одному из главных требований к истребителю пятого поколения. По его словам, опыт боевого применения в Персидском заливе и в небе Югославии показывает, что в рамках нынешней тактики прорыва обороны не самолеты, а ракеты класса "воздух-поверхность" стали эталонными целями для ПВО. Академик говорит: "Если система ПВО пропустит ракеты, в ней образуются бреши, в которые пройдут любые самолеты. Отсюда следует, что для современной ПВО в качестве типовых целей надо рассматривать летательные аппараты с эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР) от 0,1м2 и меньше".

Федосов считает, что "теоретически самолет с такой ЭПР сделать можно, но он будет гипертрофированным. Как показал пример F-117A, за это придется заплатить скоростью, боевой нагрузкой, управляемостью, маневренностью".

Глава ГосНИИАС определяет предел малозаметности, на который позволяют выйти современные технологии - ЭПР 0,3 м2. Однако для боевой машины это - недостижимый уровень, поскольку она должна нести "антенны связи, радиопротиводействия, радиоразведки, радионавигации, которые в сумме выводят ЭПР на единицы метров".

Road5Gen005.jpg

Испытания с F-22A ракеты AIM-120C

Федосов считает противоречивыми идеи, реализованные в обоих вариантах JSF. Во внутренние отсеки (сделанные ради малозаметности) эти самолеты берут всего "по паре ракет". Это явно недостаточно, но американцы говорят: "С боезапасом во внутренних отсеках мы пойдем в первом эшелоне, а дальше, конечно, нагрузку под крылом повесим". Но, по словам Федосова, "если бомбы и ракеты на внешней подвеске, то какой может быть разговор о малозаметности?".

Поэтому, по определению главы ГосНИИАС, "малозаметность есть свидетельство культуры проектирования. Конечно, надо продумывать ради нее аэродинамические формы, применять радиопоглощающие материалы там, где это можно и нужно. Но нельзя гипертрофировать самолет ради этого качества".

Не совсем согласен с ним Михаил Симонов: "Все самолеты вероятного противника выполнены по технологии "стелс". Мы констатируем, что нет технологии "стелс", есть уровень грамотности. Боевой самолет с высоким уровнем заметности будет подвержен обстрелу на огромной дистанции, он не будет понимать, кто его обстрелял. Отсюда требование низкого уровня заметности для всех современных самолетов".

ГЛАВНОЕ - БОРТ

Знаменитый авиаконструктор перебрасывает мост к проблеме нового бортового оборудования: "Из требования заметности возникает проблема прицельно-навигационного комплекса. Нужно видеть противника. Нужны принципиально новые системы как в радиолокационном, так и в электронно-оптическом диапазоне".

Road5Gen006.jpg

Локхид-Мартин Х-35А

Еще радикальней подход Евгения Федосова: "Главное в самолетах пятого поколения - это бортовые системы. Если говорить об опыте США (а они сегодня лидируют в этом вопросе), то нужно прежде всего указать, что в рамках их концепции они принципиально перешли на управление боевыми системами в так называемое виртуальное пространство. Это новое качество должно быть, я считаю, формулой изобретения самолета пятого поколения". Это пространство создается на базе нескольких составляющих:
-  для каждого полета на магнитооптическом носителе (диске) готовится огромная база данных обо всех возможных маршрутах полета, трехмерное изображение местности, вся информация о целевой обстановке, средствах ПВО и так далее;
-  в ходе полета текущая информация, получаемая от локаторов, оптических и навигационных систем, накладывается на априорную информацию;
-  внешние данные от других истребителей группы и интегрированных с истребителями пятого поколения разведывательных систем, таких как Е-3 и Е-8 (испытания по обмену информацией уже проведены);
-  все процессы обнаружения и наведения рассматриваются в групповом взаимодействии, появляются элементы управления воздушным движением над полем боя (например, один из самолетов может играть роль командного пункта, а остальные - действовать в режиме радиомолчания).

В совокупности все это и формирует для летчика виртуальное пространство. В результате, по оценке Федосова, "летчик всегда видит на одном экране в трехмерном изображении, где находится по отношению к местности и зонам ПВО. На другом мониторе отображается картина боевых действий. Если работа идет в режиме "воздух -воздух", то пилоту представляется картина воздушной атаки: положение противника, трассы ракет и т.д. Отображается сам факт сбития врага, чего нет на существующих системах".

Нечто подобное происходит и при выполнении ударных задач: "Сброшенные бомбы в реальном полете остаются где-то сзади, сегодня летчик их не видит. А на самолетах пятого поколения он будет от оружия, оснащенного системами спутниковой навигации, получать информацию о траектории бомб и точности поражения целей".

Таким образом, по определению Федосова, главным качественным моментом в самолете пятого поколения является "высочайшая корреляция между разведкой и выполнением ударных задач, которая создает разведывательно-ударный комплекс, работающий в реальном масштабе времени".

Оглавление