Оглавление

24 марта 1951 года Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС было восстановлено ОКБ В.М. Мясищева. Новому коллективу поручалось спроектировать и построить стратегический бомбардировщик с дальностью полета не менее 12000 км. В апреле 1951 года Л.Л. Селяков переводится в новое ОКБ-23 и сразу же приступает, пока еще в полном одиночестве, к начальному проектированию будущего стратегического бомбардировщика М-4, а через какое-то время к нему присоединятся сотни конструкторов.

Леонид Леонидович в новом ОКБ становится Начальником Отдела Технических проектов, и то, каким будет новый гигантский самолет, во многом зависит от него. При выборе основных параметров М-4 главное внимание было направлено на создание легкого крыла большого удлинения с высокими аэродинамическими характеристиками и большой удельной нагрузкой. Много внимания было уделено оптимальному размещению четырех ТРД типа АМ-3 в корневых частях крыла, была принята и на практике отработана схема велосипедного шасси для тяжелого самолета, смело пошли на применение на самолете необратимых гидроусилителей в системе управления. Новый самолет был насыщен всевозможными нововведениями, и В.М. Мясищев вместе с Л.Л. Селяковым разумно рисковали, но подобный подход себя оправдал, в короткий срок (за 1,5 года) удалось создать первоклассный самолет.

В январе 1953 года опытный М-4 совершает первый полет, проходит заводские и государственные испытания и наравне с туполевским Ту-95 запускается в серию и поступает на вооружение советских ВВС.

В ОКБ-23 при непосредственном участии Л.Л. Селякова в первой половине 50-х годов были проработаны несколько вариантов развития самолета М-4: высотный разведчик и бомбардировщик 2М, пассажирский вариант М-4 - самолет М-29, велись работы по самолету М-4 с ядерной силовой установкой. Из массы разработок того периода был доведен и запущен в серию только самолет 3М (М-6) с новым крылом, новыми, более экономичными двигателями ВД-7Б и доработанным фюзеляжем.

За работы по семейству самолетов М-4 и 3М группе работников ОКБ-23, в том числе и Л.Л. Селякову, была присуждена Ленинская премия, одновременно он получил орден Ленина.

Начиная с 1954 г. в ОКБ-23 ведутся работы над межконтинентальным сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком М-50. Благодаря огромной работе, проведенной Отделом проектов под руководством Л.Л. Селякова, сложился облик сверхзвукового тяжелого самолета, в проектировании которого нашли применение те основные принципы, большинство из которых, в той или иной степени, актуальны и теперь.

В 1959 году новый сверхзвуковой бомбардировщик совершил первый полет, начались его испытания, в ходе которых М-50 успел выйти на трансзвуковые режимы полета. В конце 1959 года судьба нового самолета и всего ОКБ-23 крутым образом меняется. Активные работы по М-50 прекращаются, а само ОКБ-23 передается как филиал ОКБ-52 В.Н. Челомея. Л.Л. Селякову теперь предстояло заниматься ракетной тематикой.

Помимо М-4, 3М и М-50 в ОКБ-23 под руководством Л.Л. Селякова были подготовлены проекты сверхзвуковых самолетов-носителей М-52, М-56, последний отличался перспективной аэродинамической компоновкой и имел ряд неординарных технических решений, прорабатывались проекты самолетов класса СПС-1, проектировались беспилотные летательные аппараты: изделие 40, доведенное до стадии изготовления и стендовых испытаний, ВКС изделие 48, самолеты-снаряды класса воздух-земля и баллистические ракеты воздушного базирования и большое количество других проектов различных типов ЛА.

До конца 1961 г. Л.Л. Селяков успешно работает по ракетной тематике в ОКБ-52, а в 1962 г. переходит на короткое время в ОКБ А.С. Яковлева, где работает над Як-36, а затем в ОКБ А.Н. Туполева.

2 января 1962 года Л.Л. Селяков возвращается в свою "Альма-матер" к А.Н. Туполеву, и практически вся его дальнейшая творческая жизнь будет связана с самолетом Ту-134, проектирование которого в это период заканчивалось, и уже собирался его прототип Ту-124А. 6 декабря 1962 г. на Леонида Леонидовича возлагается, как на Зам. Главного конструктора, руководство по работам над самолетами Ту-124 и Ту-124А (Ту-134). Главным конструктором по самолету Ту-134 его назначают только в феврале 1976 года.

Помимо основных и некоторых штучных модификаций под руководством Л.Л. Селякова было подготовлено несколько проектов развития Ту-134, в частности, в середине 70-х годов ГВФ была предложена глубокая модификация самолета Ту-134А, самолет Ту-134Д, со значительно лучшими летными и эксплуатационными характеристиками. Работы по этому проекту были свернуты, а ГВФ получил Як-42. В последнее время под руководством Л.Л. Селякова рассматривался проект переоснащения парка Ту-134 под двигатели типа Д-436 и несколько вариантов переделок серийных Ту-134 в самолеты повышенной комфортабельности, последние проекты нашли практическую реализацию.

В ноябре 1972 г. за создание самолета Ту-134 и его модификаций группе создателей была присуждена Государственная премия, в числе награжденных были А.Н. Туполев и Л.Л. Селяков.

Помимо работ по Ту-134, в 70-е годы Л.Л. Селяков как руководитель работ участвует в поисках и разработках проектов по перспективным дозвуковым пассажирским самолетам, эти работы привели в 80-е годы к созданию современного среднемагистрального самолета Ту-204.

В 90-е годы Леонид Леонидович пишет и подготавливает к публикации в России и за рубежом несколько книг-очерков, в которых он попытался осветить свой жизненный и творческий путь.

В настоящее время Л.Л. Селяков продолжает трудиться в ОАО "Туполев", передавая свой бесценный опыт новым поколениям создателей отечественной авиационной техники.

Selakov007.jpg Selakov008.jpg Selakov009.jpg
Як-19 Як-25 М-4
Selakov010.jpg Selakov011.jpg Selakov012.jpg
М-50 М-56
Selakov013.jpg Selakov014.jpg Selakov015.jpg
Ту-134 Ту-134Б Ту-134УБК

Оглавление