Предыдущая Оглавление 

НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ

Ивнамин СУЛТАНОВ

Наталия СВИЩЕВА

К 100-летию со дня рождения В.Б. Шаврова

Вадим Борисович ШАВРОВ

Вадим Борисович Шавров родился в Москве 26 октября (7 ноября) 1898 года. Его творческий портрет авиаконструктора сформировался в те годы, когда самолетостроение и авиационная наука переживали свой начальный период -период становления. К моменту первого полета самолета братьев Райт Вадиму Борисовичу исполнилось только пять лет от роду и. естественно, ему не пришлось участвовать в создании первых самолетов. Однако позже, в деле, за которое он взялся -  взялся не по приказу или заданию, а по собственной инициативе - он был действительно первым.

В 1929 г. в домашних условиях Вадим Борисович построил свой первый самолет, который оказался первым в истории Советской авиации аппаратом, способным осуществлять сухопутное и морское базирование. Самолет был построен в Ленинграде на средства Осоавиахима и, управляемый летчиком Б.В. Глаголевым, совершил перелет в. Москву, где после успешно проведенных испытаний был рекомендован к серийной постройке. По схеме это был высокоплан-парасоль, хотя имевшееся на нем нижнее крыло, служащее по замыслу лишь для установки поплавков поперечной устойчивости, может отнести его к классу полуторапланов.

Лично Вадим Борисович полуторапланом его не считал, а оригинальная схема размещения вспомогательных поплавков на дополнительном крыле до ее появления не имела себе аналогов. Корпусом гидросамолета служила однореданная лодка, причем излом контура днища в редане никоим образом не портил ее силовую схему, т. к. редан был аккуратно надстроен на плавные обводы лодки. Крыло крепилось трубчатыми стойками к корпусу в месте крупного выреза под кабину экипажа, такое остроумное решение позволило заметно усилить конструкцию. С технологической точки зрения конструкция всего самолета была весьма совершенной, что подтвердилось при проведении летных испытаний. Такой была первая советская амфибия Ш-1. Отмечая лишь перечисленные интересные решения, примененные конструктором, можно смело и однозначно назвать Вадима Борисовича авиаконструктором "Первого класса". Историки авиации считают В.Б. Шаврова авиаконструктором Первого поколения. Действительно, придя в большую авиацию, он оказался в одном ряду с такими конструкторами, как А.Н. Туполев, Н.Н. Поликарпов, К.А. Калинин и др. Наряду с ними Вадим Борисович участвовал в создании первых советских самолетов и являлся одним из родоначальников советской школы самолетостроения в годы первых пятилеток.



Ш-1

Ш-2
     
 Ш-3 (НИАТ)  Ш-3 проект  Ш-3 (УСР)




   
 Ш-4 проект
 Ш-5

Особая роль в истории нашей авиации принадлежит серийной амфибии Ш-2, выпущенной в 1930 г., которая имела широкое применение в народном хозяйстве страны. Этот удивительно живучий и неприхотливый в обслуживании самолет с большим успехом использовался на крайнем Севере и Дальнем Востоке, на реках и озерах, в районах, где особо затрудненным было использование практически всех видов транспорта. Ш-2 широко применялся до середины 50-х годов, а в единичных экземплярах использовался и в конце 70-х на Енисее и Оби.

Интересными были гидросамолет для аэрофотосъемки Ш-5, построенный в 1934 г., и трехместный двухпоплавковый самолет Ш-3. Эти машины имели прекрасные летные, весовые и эксплуатационные характеристики. Широкого применения они не получили по причинам, не зависящим от схемы и конструкции.

В конце 30-х годов, в условиях надвигающейся войны, Вадим Борисович спроектировал морской дальний разведчик МДР-7, максимально возможно используя крупные агрегаты и узлы серийного самолета ДБ-3, который выпускался одним из восточных заводов. В проекте предусматривалась унификация большинства технологических процессов массового бомбардировщика и проектируемого гидросамолета, что снижало длительность цикла выпуска серийной продукции. Проект этот реализован не был, но самый факт его создания говорит о дальновидности его конструктора, о государственном подходе к делу.


МДР-7 (Ш-6)

Пожалуй, венцом конструкторской деятельности В.Б. Шаврова можно назвать его универсальную шестиместную амфибию Ш-7, оснащенную мотором МГ-31Ф. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию с полотняной обтяжкой элеронов и рулей, а также большей части крыла и оперения. Начатый проектированием в конце 1938 г., Ш-7 был построен к лету 1940 г. Осенью новая амфибия Шаврова прошла полный цикл заводских и государственных испытаний, которые проводились по расширенной программе в СНИИ ГВФ. Сразу же вышло решение о серийной постройке самолета и уже начато было его внедрение в производство на заводе Главсевморпути - основного заказчика на самолет Ш-7. Но тут началась война, и все работы по амфибии мирного назначения были свернуты. Свои отличные летные данные самолет продемонстрировал во время Великой Отечественной войны. Построенный в единственном экземпляре, он использовался для транспортных перевозок на Волге (Саратов, Сталинград, Астрахань и т.д.) и затонул, выполняя очередной перелет.

Во время войны В.Б. Шавров работал в Бюро новой техники ЦАГИ, затем в Научном институте авиационной технологии в начале 50-х годов. Здесь он выпустил ряд научных работ, статей, был автором нескольких тысяч ГОСТов и нормалей, долгое время применявшихся в авиационной промышленности. Во второй половине 50-х годов он вновь вернулся к конструкторской деятельности в ОКБ-256 П.В. Цыбина, где работал начальником отдела планера.

С 1960 года, уйдя на пенсию, Шавров полностью посвятил себя истории авиации, благодаря чему он получил не меньшую известность, чем во времена конструкторской деятельности. Им написан и издан капительный двухтомный труд "История конструкций самолетов в СССР" - вершина творчества Шаврова-историка. Были написаны различные статьи и другие книги, прославившие не только нашу авиацию, но и нашу Родину. И что еще успел сделать этот неутомимый труженик - это создать, а затем и оставить школу историков авиации, которая продолжает начатое им дело.

Далее представлены чертежи летательных аппаратов различного назначения, над которыми работал В.Б. Шавров.



Ш-7

     
 А_А проект (19 октября 1929 г.) Амфибия для аэрофотосъемки под 230-сильный мотор "Титан"  Ш-8 проект  проект 1930 г.
     
 ДПА проект (1930 г.)  ИМ проект (1930 г.) "Истребитель морской" под 400-сильный мотор "Юпитер"  МР проект (1930 г.) "Морской разведчик" под мотор М-17 в 700 л.с.
     
 ПА проект (1930 г.) "Пассажирская амфибия"  ТА проект (1935 г.) "Транспортная амфибия" под два мотора М-25 в 700 л.с.  Сталь-4  проект (1935 г.) Проект под два мотора М-22 в 700 л.с.
     
 Сталь-4 проект (1935 г.)  ГС проект (1935 г.)  Проект на базе самолета СБ  МБР-6 проект (1936 г.) Проект под два мотора МГ-31 в 380 л.с.
     
 СТС проект (1936 г.)  "Скоростной транспортный самолет" под мотор АМ-38РНФТ в 1017 л.с.  КОР-2 проект (1936 г.) Проект под мотор М-103  МДР-8 проект (1941 г.)  Проект на базе бомбардировщика Пе-8
     
 ДИ проект (1938 г.)  "Двухместный истребитель" под двигатель М-34РНФТ в 1017 л.с.  СПС проект (1944 г.) "Скоростной пассажирский самолет" под мотор АМ-39  "Донация" проект (1947 г.)

 
 

РГСР проект (1958 г.)  Проект под два двигателя А-30 П.А. Соловьева

Предыдущая Оглавление