Оглавление 

ИСКУССТВЕННЫЙ ДОЖДЬ

При тушении пожаров на больших площадях широко применяются специальные самолеты, оборудованные системами забора и сброса больших масс воды в зону пожара. На рис. 16 показан начальный момент сброса многотонной массы воды с самолета-амфибии.

SkyPath013.jpg

Рис.16

На фотографии видно распределение масс воды при ее взаимодействии с набегающим потоком. Наиболее массивная часть движется по траектории, напоминающей баллистическую, меньшая часть вытекает свободно и сносится набегающим потоком. Подобное протекание процесса сброса заставляет оптимизировать в процессе летных испытаний режимы сброса воды по высоте и скорости полета для достижения максимальной эффективности применения такой схемы пожаротушения.

ФЕЙЕРВЕРК В НЕБЕ

На авиационных шоу, проводимых во многих странах мира, огромный зрелищный эффект достигается при пилотаже группы самолетов, оборудованных специальными устройствами для визуализации пути самолетов в небе - трассерами. На рис.17 показан полет группы самолетов, оборудованных генераторами дыма. На рис. 18 - полет самолетов, оборудованных дымовыми шашками с компонентами окрашивающими дымный след в различные цвета.

SkyPath014.jpg

Рис. 17

SkyPath015.jpg

Рис. 18

В качестве фейерверка (рис. 19) используется одновременный залп тепловых ловушек (ложных целей, применяемых для защиты самолета от ракет с тепловыми головками самонаведения) или факельное наружное горение топлива (рис 20).

SkyPath017.jpg SkyPath016.jpg
Рис.19 Рис.20

В статье использованы фотографии из архива ИЦ "ОКБ им. А.И. Микояна", Б. Кабанова, А. Саркисяна, из журналов "Авиасалоны мира" №6, 'The air show guide 95/96", "Koku-fan" 2-2001, а также других изданий и сети Интернет.

Оглавление