Оглавление

ВСТРЕЧА С АМЕРИКОЙ

Владимир РИГМАНТ

В последнюю декаду января этого года группе российских историков авиации, в том числе и автору этой статьи, представилась возможность побывать в столице США - Вашингтоне.

Поводом к поездке стала подготовка и публикация в мартовском номере за 2001 год американского авиационного журнала "AIR & SPACE"/ Smithsonian" статьи ведущего сотрудника Национального Авиакосмического Музея (NASM) Бона Хардести "Сделано в СССР". (Журнал был образован в 1985 году и на сегодня имеет среди подобных журналов один из самых больших тиражей в мире - 240000 экз.). Статья посвящена "вечной теме" - "В-29 — Ту-4" и впервые достаточно подробно и вполне объективно знакомит западного читателя с историей появления на свет советской копии - аналога американского бомбардировщика В-29 - Ту-4. Материал для статьи собирался автором несколько лет в США и в России и во многом опирается на российские источники и публикации в России в последние десять лет, в том числе и в нашем журнале.

Исходя из последнего, редакция журнала "AIR & SPACE", во главе с его учредителем-редактором Джорджем Ларсоном, решила пригласить небольшую группу российских авиационных историков, разрабатывавших эту тему в России, на презентацию статьи в США.

Одним из самых ярких впечатлений от этой поездки, наряду с самой презентацией, стало посещение Национального Авиакосмического Музея. В настоящее время музей посещает около 10 миллионов человек в год, как американцев, так и иностранных граждан. Очень много детей, их приводят и привозят в NASM целыми классами не только из школ Вашингтона, но и со всей Америки, из самых дальних ее штатов. Вообще в США, как и во всем западном мире, наблюдается музейный бум. В музеи, как художественные, так и естественные, в том числе и технические, ходят, ими интересуются и, по возможности, помогают, выделяя на них приличные суммы. Эти затраты себя оправдывают. Платя за познание истории, государство вкладывает деньги в свое будущее, будущее гармонично развитых, грамотных и культурных людей.

Суммарные фонды музея включают в себя более 300 летательных аппаратов, около 450 авиационных двигателей, более 20 тысяч томов литературы по авиации и космонавтике. Фототека музея насчитывает более 600 тысяч фотографий, более 500 тысяч микрофильмов. Кинофонд музея составляет порядка 300 км документальных кинолент. Строго говоря, музей занимает два помещения: первое на Моллу и второе, под Вашингтоном - так называемые мастерские Пауля Гарбера, где сосредоточены основные запасники музея и реставрационное производство. На второй территории находится основное количество летательных аппаратов, принадлежащих музею, в той или иной степени сохранности. По мере восстановления эти аппараты получают возможность попасть в основную экспозицию. Основная экспозиция на Моллу частично обновляется за счет запасников, на базе запасников разворачиваются те или иные целевые выставки. К 2003 году, к столетию первого полета братьев Райт, музей должен получить новую дополнительную выставочную площадь и помещения на территории международного аэропорта под Вашингтоном, где будет развернута дополнительная большая экспозиция летательных аппаратов. Нам удалось посетить только основную выставочную территорию, затратив на весьма беглый осмотр около семи часов и не успев многое увидеть из этой великолепной экспозиции. Но и то, что удалось, оставило самое благоприятное и запоминающееся впечатление.

Прежде всего следует остановиться на самом здании музея. Музей проектировался и строился изначально с учетом размещения специфической экспозиции, насыщенной крупными объектами авиационной и ракетно-космической техники. Внешняя архитектура здания, его внутренняя планировка, на мой взгляд, максимально соответствуют его функциональному назначению. Музей одновременно обладает и величественной монументальностью, и какой-то легкостью и воздушностью, несмотря на внушительные размеры здания. Перемежающиеся плиты розового мрамора и широкие поверхности световых стекол ограничивают внутренний объем и предоставляют посетителям возможность видеть Капитолий, Музеи Молла и родную стихию самолетов и ракет - небо. 23 зала на двух этажах, площадью 18600 м2, составляют прекрасное пространство для размещения уникальной экспозиции музея. Экспозиции размещены по залам по исключительно целевому назначению - каждый зал и помещение с экспонатами или их комбинация, в зависимости от объема и значимости темы, образуют законченную тематическую выставку, как бы мини-музей в большом музее. Каждая экспозиция достаточно сбалансирована: натуральных образцов самолетов или ракет, двигателей, агрегатов самолетного и целевого оборудования, вооружения, а также фотографического и письменного материала ровно столько, сколько необходимо, чтобы после их осмотра у среднего посетителя завязался интерес к теме и еще оставались силы и желание посмотреть экспозиции других разделов с не менее интересными экспонатами, отражающими ту или иную эпоху или направление истории развития американской и, в определенной степени, мировой авиации и ракетостроения.

Пройдемся по залам музея. Начнем, как нормальные люди, которым все интересно, с первого этажа, прямо от входа со стороны Молла. Вход бесплатный, как и во всех национальных художественных, исторических, научно-технических музеях на Моллу. Бодро с непременными "смайлс" минуем будку охранника, огромного афро-американца (упаси господь в США сказать негр, могут быть крупные неприятности, для Штатов это - расизм, а с ним там борются, и весьма круто, прекрасно понимая, что расовый или конфессиональный взрыв может разнести в клочья любое неоднородное сообщество людей, даже такое более менее благополучное на фоне многих стран нашей планеты, как Штаты; идеи типа: "Один Рейх - один народ" для США явно не подходят из-за расового и конфессионального многообразия и присущего "ами" индивидуализма и стремления каждого гражданина к внешней самоидентификации и свободе).

USAavMuz001.jpg USAavMuz002.jpg
Знакомьтесь - NASM F4U-1U, восстановленный в мастерских Пауля Гарбера

Оглавление