Оглавление

Макет носовой части УБС Як-130, демонстрировавшийся на МАКС-2001, оборудован неубирающейся штангой системы дозаправки в воздухе. Сценарии боевого применения этой машины не требуют наличия системы дозаправки. Однако в результате оснащения все большего числа самолетов фронтовой авиации подобными системами все острее встает вопрос обучения строевых летчиков дозаправке в воздухе (весьма сложному режиму, требующему тщательной отработки). Поэтому часть учебно-боевых самолетов будет оснащаться штангами, а все серийные машины будут иметь узлы крепления этих устройств.

В настоящее время на нижегородском авиационном производственном объединении "Сокол" ведутся работы по постройке первого предсерийного УТС Як-130. Первый полет машины намечен на 1-й квартал 2003 г. В 2003-2004 годах самолет будет проходить летно-конструкторские испытания по согласованной с ВВС программе. Планируется построить два УБС опытной серии. Начало поставок серийных машин (как для ВВС РФ, так и на экспорт) ожидается в 2005 г.

Особо следует подчеркнуть тот факт, что все оборудование серийных Як-130 будет производиться в России или (в рамках совместных программ) в Украине и Белоруссии.

ХАРАКТЕРИСТИКИ УБС ЯК-130

Размах крыла, м 9,720
Длина самолета, м 11,493
Высота самолета, м 4,760
Максимальная взлетная масса, кг 9000
Нормальная взлетная масса, кг 5500
Масса топлива: во внутренних баках, кг 1750
в ПТБ, кг 900
Боевая нагрузка, кг 3000
Максимальная скорость, км/ч 1050
Взлетная скорость, км/ч 200
Посадочная скорость, км/ч 195
Практическая дальность (без ПТБ), км 2000
Боевой радиус действия:    
по переменному профилю с 1,5 т нагрузки, км 450
по высотному профилю с 1 т нагрузки, км 890
Максимальная эксплуатационная перегрузка +8/-3

Дальнейшим развитием Як-130 может стать одноместный легкий ударный самолет (ЛУС), проект которого прорабатывается ОКБ Яковлева в контакте с ВВС России. Как и учебно-боевая машина, ЛУС предназначен, в первую очередь, для использования в конфликтах ограниченной интенсивности. Именно такие конфликты являются наиболее вероятными для нашей страны и остального "постсоветского пространства" в обозримом будущем. Однако по сравнению с УБС Як-130 новая машина должна иметь значительно более солидный комплекс обеспечения боевой живучести, что позволит эффективно применять самолет и при столкновении с технически хорошо оснащенным противником.

Yak130UB012.jpg

Як-130Д на МАКСе-2001

На ЛУС будет усилена броневая защита, топливные баки получат губчатый заполнитель. Повышению боевой живучести будет способствовать и комплекс мер по снижению радиолокационной заметности, проработанный в ОКБ. По оценке создателей самолета, нанесение радиопоглощающих покрытий на "блестящие" участки обшивки планера в сочетании с металлизацией остекления кабины летчика позволят уменьшить ЭПР самолета в несколько раз.

Отказ от второго члена экипажа позволит разместить в закабинном отсеке дополнительный бак на 850 кг топлива. В результате самолет получит боевой радиус действия по переменному профилю с 1,5 т боевой нагрузки, равный 1000 км.

В верхней части фюзеляжа будет сформирован дополнительный технический отсек для радиоэлектронного оборудования (средства РЭБ, блоки оптиколокационной станции и т.п.).

ЛУС должен нести встроенную 30-мм пушку ГШ-301 и сбрасываемые средства поражения на девяти узлах внешней подвески (обычные и корректируемые авиабомбы, НАР и УР, в частности - ПТРК "Вихрь" с лазерно-лучевым наведением). На концевых крыльевых узлах внешней подвески самолет будет способен нести более 200 кг нагрузки (ракеты класса воздух-воздух, контейнеры со станциями РЭБ, ловушки и т.п.).

Учебно-тренировочный вариант Як-130 также имеет неплохие перспективы, в первую очередь в странах, ВВС которых готовят летчиков по двухзвенной схеме. Следует особо отметить тот факт, что Як-130 является элементом учебно-тренировочного комплекса, включающего легкий поршневой самолет первоначального обучения Як-152, а также наземные системы (в том числе и компьютерные классы).

Интерес к Як-130 сегодня проявляют многие зарубежные страны (в первую очередь - ориентированные на закупку российской авиационной техники). МАКС-2001, где был представлен обширный материал по программе Як-130, а самолет Як-130Д демонстрировался на статической экспозиции и в полете, способствовал увеличению числа потенциальных заказчиков этой машины, а также открытию перед ОКБ Яковлева новых экспортных перспектив, в частности, по совместным работам, направленным на создание УТС для зарубежных стран.

Yak130UB013.jpg

Як-130Д в полете

Оглавление