Владимир Котельников
1 июня — 75-летие формирования опытного воздухо-десантного авиаотряда — день рождения отечественной Военно-Транспортной Авиации
С конца 2005 года, в преддверии празднования 75-летия военно-транспортной авиации, мы начали публиковать серию статей о полках, эскадрильях и дивизиях ВТА, рассказывать о их боевом пути и заслугах. При этом отправной точкой каждого рассказа являлся период Великой Отечественной войны. Сегодня мы хотим представить вашему вниманию материал о предпосылках зарождения ВТА России.
Самолеты ТБ-1 3-й авиабригады особого назначения с «люльками» для десантников, Ленинградский военный округ, 1931 г.
Первые случаи применения аэропланов для военных перевозок в России имели место в период Первой мировой войны.
В 1915 г. германские войска окружили крепость Осовец в Польше. Именно тогда для связи с осажденным русским гарнизоном были использованы самолеты. Однако они доставляли в крепость и обратно только почту и военные документы. Когда Осовец все-таки решили сдать, на двухместном самолете «Ньюпор» Х из окружения вывезли знамена всех воинских частей гарнизона. Их попросту привязали снаружи к фюзеляжу.
В годы Гражданской войны обе враждующие стороны эпизодически использовали имевшиеся у них аэропланы для транспортных целей. Но возможности их в этом отношении значительно ограничивались нехваткой техники, необходимой в первую очередь для разведки и бомбометания, а также малой грузоподъемностью самолетов того времени. Специальных транспортных машин в те годы попросту не имелось.
Для транспортных перевозок использовали легкие бомбардировщики и разведчики, причем только одномоторные. Тяжелые четырехмоторные самолеты «Илья Муромец» реально имелись только у красных (одна эскадрилья), и их применяли исключительно для дальней разведки и бомбовых ударов. Самолетами перевозились срочная военная и государственная почта, курьеры с секретными документами, а также спешившие прибыть на место представители власти и командиры. Людей возили не часто, поскольку многие попросту боялись подниматься в воздух. Летчики доставляли также агитационные материалы (листовки и газеты), считавшиеся в Красной Армии особо важным грузом.
Этот Юнкере F.13 (Ю-13) был куплен официально для гражданской авиации, но с 1925 г. эксплуатировался в ВВС РККА