Оглавление Следующая

От «PC» до «SR»

Ивнамин Султанов

RSSR001.jpg

В СССР первую атомную бомбу (вернее, наземную установку, или, проще, ядерный реактор) взорвали 29 августа 1949 г. на полигоне под Семипалатинском. Второй взрыв аналогичной стационарной установки состоялся 24 сентября 1951 г., ну а третий «гриб», уже действительно от ядерной бомбы, поднялся 18 октября 1951 г. после ее сброса с бомбардировщика Ту-4, который был запущен в серийное производство (на трех заводах) как главный носитель советского оружия массового уничтожения.

23 августа 1953 г. испытали «малогабаритный», но громадной силы ядерный заряд, который поступил на вооружение не только стратегической или дальней, но также и тактической авиации (Ту-2, Ил-28, Ту-14, МиГ-19, МиГ-21 и т. д.). Новая авиабомба (длина 5,5 м, диаметр 0,85 м), названная изделием «244Н», получила и имя собственное — «Татьяна»!

Материал данной статьи посвящен грандиозным проектам доставки оружия века в любую точку Земли. Средством доставки, по замыслу и предложению инженеров (и, естественно, по заказу правительства), была авиационная техника. Разработка этой тематики началась в первой половине 50-х годов и была прервана в конце того же десятилетия после первых запусков ракетно-космических объектов, которым было отдано предпочтение как носителям ядерных боеголовок .

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ САМОЛЕТА «PC»

В первой половине 50-х годов многие конструкторские коллективы страны занимались проектированием и постройкой самолетов преимущественно класса истребителей. Их объединяло общее стремление достичь в ближайшем пятилетии скоростей полета, вдвое превышающих скорость звука, а разобщало желание каждого быть первым, и притом с возможно большим отрывом. Казалось бы, все по делу, все по плану, как вдруг на этом фоне в 1954 г. группа не очень известных авиаспециалистов выдвинула ошеломляющее предложение. Они решили создать новый летательный аппарат в духе не нового, но официально не снятого сталинского лозунга: «Летать быстрее всех, выше всех и дальше всех!!!».

Сделать неординарный самолет, не только соответствующий требованиям времени, но действительно необходимый, да такой, которого ни у кого еще нет и которого никто еще не разрабатывал и не делает, можно было только в ОКБ при наличии добротной экспериментальной и производственной базы. Такую задачу в то время решить было почти невозможно или, по крайней мере, архитрудно.

К началу 50-х годов все плановое опытное самолетостроение СССР было раз и навсегда сосредоточено в нескольких крупных ОКБ. Главные конструкторы коллективов, которые остались в МАПе (после повального закрытия опытных предприятий в 1946—1949 гг.), как бы взявшись под руки, встали непреодолимой монолитной стеной. Разделив сферы влияния, они всеми доступными средствами не допускали на свет новых конкурентов. Выйти с ними в один ряд удавалось разве что единицам, да и то, как правило, ненадолго*. Одним из исключений было ОКБ-256, расположенное на территории завода № 256** в г. Подберезье на Московском море. Его возглавлял Павел Владимирович Цыбин (1905— 1992), автор многих спортивных, экспериментальных и десантных планеров, строившихся до 1948 г. Для образования своего ОКБ ему и его соратникам пришлось изрядно постараться, чтобы убедить военную верхушку и правительство в необходимости постройки летательного аппарата по их аванпроекту. Эта предварительная наработка фактически и явилась техническим предложением Цыбина в адрес власть имущих.


* В 1951 г. было воссоздано ОКБ В. М. Мясищева, которое было расквартировано на заводе № 23 и занималось стратегическими бомбардировщиками.

** Прежде на этом заводе работал И. В. Четвериков со своим ОКБ, а после 1947 г. — немецкие авиационные специалисты во главе с Б. В. Бааде.

Оглавление Следующая