Оглавление Следующая

50 ЛЕТ «ПРОГРЕССА»

Владимир И. Колесников, главный конструктор ЗМКБ «Прогресс/Запорожье»

Фото ЗМКБ «Прогресс»

5 мая 1995 г. исполнилось 50 лещ со дня основания Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс» им. А.Г. Ивченко - единственного в Украине предприятия, осуществляющего полный цикл создания авиадвигателей от проектирования до сертификации.

50Zap001.jpg

Генеральный конструктор А.Г. Ивченко

ЗМКБ «Прогресс» берет начало от ОКБ при авиамоторном заводе № 478 в г. Запорожье (ныне АО «Мотор Ciч»), которое выделилось в самостоятельное предприятие в 1959 г. Первым руководителем бюро стал выдающийся конструктор, ученый и организатор производства Александр Георгиевич Ивченко, впоследствии генеральный конструктор авиадвигателей, академик АН Украины, лауреат Ленинской и Государственных премий, Герой Социалистического Труда. С 1968 г. ЗМКБ «Прогресс» возглавлял Владимир Алексеевич Лотарев, а с 1988 г. - Федор Михайлович Муравченко.

Уже в первые годы своей деятельности ОКБ достигло больших успехов в разработке поршневых моторов, предназначавшихся, в основном, для нового по тем временам вида летательных аппаратов - вертолетов. В 1945-49 гг. были созданы двигатели АИ-4В и АИ-26ГР, спроектированные специально для установки на опытных машинах Н.И. Камова (Ка-10) и И.П. Братухина (Г-4). По своим техническим характеристикам и удельным параметрам эти моторы не уступали лучшим мировым образцам.

Четырехцилиндровый двигатель АИ-4В с воздушным принудительным охлаждением имел редуктор для уменьшения частоты вращения и передачи мощности на несущие винты, а также комбинированную муфту редуктора, выполнявшую функции включения и свободного хода. Особенностью семицилиндрового АИ-26ГР было наличие специального углового редуктора, который передавал вращение в двух направлениях - к несущему винту вертолета и на синхронизационный вал. Охлаждение цилиндров этого мотора осуществлялось принудительно осевым вентилятором.

Значительным достижением по тем временам стало создание двигателя АИ-26В, предназначенного для первого в СССР серийного вертолета Ми-1. АИ-26В имел угловой редуктор с выводом мощности на вертикальный вал, комбинированную муфту включения трансмиссии и свободного хода, осевой вентилятор для принудительного охлаждения. За создание этого мотора гл.конструктор А.Г.Ивченко, гл.конструктор А.М.Анашкин и вед. конструктор В.А. Лотарев были удостоены Государственной премии СССР.

На рубеже 40-50-х гг., когда возникла потребность в экономичном, мощном и легком двигателе для малых самолетов, на ЗМКБ «Прогресс» создали мотор АИ-14Р. По конструкции это была девятицилиндровая «звезда» воздушного охлаждения с редуктором и нагнетателем. АИ-14Р и АИ-14РФ нашли широкое применение на Ан-14, Як-12М, Як-18П. Як-18ПМ, Як-18Т, Як-50, Як-52. Для легких вертолетов Ка-15, Ка-18 и Ка-26 в 1952 г. была разработана модификация АИ-14В.

Первой работой по созданию авиационных газотурбинных двигателей стал турбостартер ТС-12Ф для ТВД НК-12 конструкции Н.Д.Кузнецова. В 1953 г, из этого ОКБ для дальнейшего развития и доводки в ЗМКБ был передан турбовинтовой двигатель ТВ-2 мощностью 6000 л.с. Его модификация ТВ-2М устанавливалась на опытном образце первого отечественного специализированного транспортного самолета Ан-8. На базе ТВ-2 был разработан двигатель ТВ-2-ВК с оригинальным редуктором для привода подъемных и тянущих винтов винтокрыла Ка-22.

В 1955 г. ЗМКБ приняло участие в конкурсе на ТВД для скоростных многоместных магистральных самолетов Ан-10 и Ил-18. В итоге эти машины оснащались двигателем АИ-20, который в 1957 г. успешно прошел госиспытания и был запущен в серийное производство на заводах в Запорожье и Перми.

АИ-20 выполнен по одновальной схеме и состоит из осевого 10-ступенчатого компрессора, кольцевой камеры сгорания, трехступенчатой неохлаждаемой турбины и планетарного редуктора. В серийном производстве он выпускался с индексом АИ-20А. Резервы надежности, заложенные в этом двигателе, позволили на его базе разработать ряд модификаций с повышенной мощностью, увеличенным ресурсом и улучшенной экономичностью. Так, без существенных изменений конструкции была создана модификация АИ-20Д с увеличенной на 30% (до 5180 л.с.) мощностью за счет повышения температуры рабочего газа. На АИ-20М за счет усовершенствования узла турбины и применения более жаростойкого материала жаровой трубы камеры сгорания удалось добиться мощности 4250 л.с. и улучшенной экономичности.

50Zap002.jpg 50Zap003.jpg
Двигатель АИ-14 Двигатель Д-18Т

Двигатели семейства АИ-20 устанавливались на Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-32, Ил-18, Ил-18Д, Ил-38 и Бе-12. Уровень их надежности позволил впервые в практике отечественного авиадвигателестроения установить межремонтный ресурс, исчисляемый тысячами часов (назначенный амортизационный срок службы АИ-20М составляет 24 тыс. часов).

Для запуска маршевых двигателей АИ-20Д был разработан вспомогательный двигатель АИ-8, который использовался так же, как аэродромный пусковой агрегат АПА-8. Для запуска АИ-25 создан вспомогательный двигатель АИ-9. Эти пусковые двигатели применялись на вертолетах Ми-6, Ми-8, Ми-24, Ка-32, в корабельных и энергетических установках. В конце 50-х гг. в ЗМКБ создан ТВД АИ-24, предназначенный для пассажирского самолета Ан-24. При его разработке был использован прогрессивный метод моделирования двигателя-прототипа, благодаря чему АИ-24, как и АИ-20, имеют высокую эксплуатационную надежность и большой ресурс. АИ-24 и его модификации АИ-24Т и АИ-24ВТ мощностью 2820 л.с. используются на самолетах Ан-24, Ан-26 и Ан-30.

Первенцем двухконтурных ТРД с маркой «АИ» стал АИ-25, который победил в конкурсе среди двигателей для самолета МВЛ Як-40. Этот ТРДД выполнен по двухвальной схеме, имеет умеренные параметры рабочего процесса, малый вес, небольшой расход топлива, достаточно прост по конструкции, технологичен в производстве. Опыт эксплуатации Як-40 во многих странах подтвердил высокую надежность АИ-25, которому установлен назначенный ресурс 2400 ч. Впервые в практике отечественного авиастроения этот двигатель в составе Як-40 прошел весь комплекс летных и сертификационных испытаний на соответствие зарубежным нормам летной годности. Ведущий конструктор К.М.Валик за создание АИ-25 был удостоен Ленинской премии.

Оглавление Следующая