Оглавление Следующая

Между революцией и войной

(Воспоминания советского военного советника об авиации Афганистана 1978-79 гг.)

Валерий И. Аблазов/ Киев

Afg78002.jpg

Фото из архива автора

Валерий Иванович Аблазов - потомственный авиатор. Его отец, Иван Степанович, свою летную карьеру начал в 1935 г. на Р-5, прошел Великую Отечественную войну, а завершил службу в 1963 г. в должности зам. начальника управления боевой подготовки 17-й ВА. Автор находился в Афганистане с 20 июня 1979 г. по 17 июля 1981 г. в качестве военного советника заместителя начальника училища ВВС и ПВО ДРА. В этот период он также работал в Главном штабе ВВС и ПВО Афганистана, органах и группах боевого управления ВВС, принимал участие в подготовке и проведении ряда операций. Награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени и медалями. После возвращения в Советский Союз преподавал в Киевском высшем военном инженерном авиационном училище. Ныне полковник в отставке В.И. Аблазов - заместитель председателя Комитета ветеранов войны в Афганистане и военных конфликтов в других зарубежных странах при Президенте Украины.

Военное сотрудничество Советской России и Афганистана началось подписанием 28 февраля 1921 г. Договора о дружбе и взаимопомощи. Северный сосед взялся среди прочего безвозмездно передать в распоряжение короля Амануллы-хана 12 самолетов, и уже в сентябре первое звено в составе "Сопвича", "Ньюпора-24" и 25 авиаторов вступило на афганскую землю. После второй мировой войны военные специалисты из СССР прибыли в Афганистан в 1956 г. С 1975 г., кроме них, стали работать военные консультанты, количество которых король Захир-шах, а потом и президент Дауд долгое время ограничивали числом в 60 человек. В общей сложности в 1978 г. в афганской армии работали 239 советских специалистов и консультантов.*

Авиация в Афганистане входила в состав объединенного вида Вооруженных сил - ВВС и ПВО, который состоял из трех родов войск: Военно-воздушные силы (ВВС); Зенитно-артиллерийские и зенитно-ракетные войска (ЗА и ЗРВ); Радиотехнические войска (РТВ). Главкому ВВС и ПВО также подчинялась Летно-техническая школа (ЛТШ), преобразованная затем в Училище ВВС и ПВО. Авиационная группировка отражала оборонительный характер военной доктрины Афганистана и значительно уступала по численному составу воздушным силам ближайших соседей - Ирана и Пакистана. Аэродромная сеть была развита слабо.

Имелось всего 7 аэродромов с ВПП более 1800 м, и далеко не все центры провинций могли принимать транспортные самолеты. На вооружении находилась авиатехника только советского и чехословацкого производства. В СССР также получили специальность практически все авиаторы: летчики - в Киргизии и на Кубани, инженеры - в Украине.

Парк авиатехники ВВС Афганистана, Апрель 1978 г.

Тип ЛА

Кол-во

Тип ЛА

Кол-во

МИГ-17/17Ф

86

Ан-2

12

МиГ-21ПФМ/ФЛ/У/УМ

28

Ан-26

6

Су-7БМК

24

Ил-14

12

Ил-28

24

Ми-4

4

Кроме того, в качестве транспортного использовался самолет Ан-30. Средствами аэрофоторазведки и других видов технической разведки ВВС Афганистана не располагали. В качестве самолетов первоначального обучения использовались L-39 и МиГ- 15УТИ.

Наиболее боеспособным считался баграмский авиагарнизон, которым командовал п-к Гулям Сахи. Здесь в 322-м ИАП (командир подп-к Латиф) активно эксплуатировали МиГ-21 и осваивали его боевое применение, а в 355-м АПИБ (командир подп-к Акрам) - Су-7Б. После революции Гулям Сахи стал Главкомом ВВС и ПВО. Он устоял при аминовском перевороте, но после ввода наших войск попал в тюрьму Поли-Чархи, где провел 7 лет, а три года назад мы встретились с ним в Киеве. Латиф после революции стал начальником штаба ВВС, но после свержения Тараки был уволен и занялся коммерцией. Акрам долгое время занимал должность начальника авиагарнизона Баграм.

В состав ВВС в 1978 г. входили 6 авиаполков, которые базировались на аэродромах: Кабул (373-й ТАП), Баграм (322-й ИАП, 355-й АПИБ), Шинданд (335-й САП), Кандагар (366-й ИАП), Мазари-Шариф (393-й УАП).** На этих авиабазах были развернуты 5 аэродромно-технических частей (АТЧ), составлявших основу тыла ВВС. В Баграме работал авиаремонтный завод (АРЗ), специализировавшийся на МиГ-17, а в Кабуле располагалась учебная база ЛТШ.

Данные по уровню подготовки летного состава 322-го и 355-го авиаполков.  Май 1978 г.

322 ИАП

355 АПИБ

Тип самолета

МиГ-21

Су-7

Исправных самолетов

15 (+2 учебных)

15

Летчиков, допущенных к полетам

23

19

Из них подготовленных к боевым действиям

18

18

в том числе ночью

4

3

 

Afg78001.jpg

О.Г.Орлов, Гулям Сахи и автор. Киев, 1993 г.

ЗА и ЗРВ включали зенитно-ракетную бригаду (3 дивизиона С-75 "Двина", 3 дивизиона С-125 "Печора", 2 технических дивизиона), 2 полка и 4 отдельных дивизиона ЗА. РТВ состояли из полка и 2 отдельных радиотехнических батальонов.

В апреле 1978 г. консультантами в ВВС и ПВО Афганистана работали: п-к Орлов О.Г. - при начальнике Главного штаба ВВС и ПВО, п-к Аревшетян А.Г. -при командире 355-го АПИБ, п-к Орлов Н.Д.- при командире 322-го ИАП, п-к Бердичевский Н.Г.- при командире 335-го САП, п-к Мишустин Е.И. - при командире 373-го ТАП, м-р Пехотин В.А. -  при командире 393-го УАП, подп-к Стадниченко В.Д.- при начальнике учебного отдела ЛТШ, п-к Постельников А.И. -    при командире 99-й ЗР бригады. Кроме того, в ГШ ВВС и ПВО ДРА в этот период работали: Егоров А.А., Кузнецов Е.Н., Копачев, Козин Н.П., Саврасенко О.С, Разуваев Ю.В., Анохин В.П., Нестеренко И.И., Уваров А.И. и др.


* Статусы специалиста и консультанта имели принципиальные отличия. В обязанности специалистов входила непосредственная эксплуатация техники, а консультанты оказывали помощь высшим военным должностным лицам в их работе.

** ТАП - транспортный авиаполк; ИАП -истребительный авиаполк; АПИБ - авиаполк истребителей-бомбардировщиков; САП - смешанный авиаполк; УАП - учебный авиаполк.

Оглавление Следующая