Предыдущая Оглавление Следующая

Поступление ЛаГГ-3 в войска

К 22 июня 1941 г. в строевых частях западных военных округов из трех сотен построенных к этому моменту ЛаГГ-3 насчитывалось около двух десятков. Небольшое количество истребителей ЛаГГ-3 находилось в полках Московской зоны ПВО. Самолеты в основном использовались для переучивания летчиков на новую технику.

Принятые с началом войны экстренные меры ускорили процесс поступления нового истребителя в части действующей армии, ПВО и флота. Так, к 22 июля в 6-м корпусе ПВО, обеспечивающем оборону Москвы, из 585 истребителей 75 были ЛаГГ-3. К концу 1941 г. эти машины широко применялись почти на всех фронтах и флотах, в частности, на Калининском фронте ЛаГГ-3 составляли около 50% парка самолетов-истребителей.

В 1942 г. самолеты продолжали массово поступать в войска и к середине года их доля в истребительной авиации ВВС РККА в целом достигла 11,5%. Однако серийное производство ЛаГГ-3 начали постепенно сокращать в пользу самолетов других типов. С лета 1943 г. ЛаГГи в основном поставлялись на Дальний Восток, Карельский фронт, в авиацию Балтийского и Черноморского флотов, т.е. туда, где боевые действия либо не велись, либо имели меньшую интенсивность, чем на центральных участках советско-германского фронта.

Поставки ЛаГГ-3 в строевые части были прекращены в 1944 г., после завершения его серийного производства. В 1945  г. самолеты этого типа в небольших количествах еще имелись в авиации Балтийского и Тихоокеанского флотов, ПВО и частях ВВС на Дальнем Востоке, но к концу года они практически повсеместно были заменены более современными машинами.

За годы войны в части было поставлено около 6,5 тысячи истребителей ЛаГГ-3, в т.ч. 717 — в авиацию ВМФ, около 600 — в ПВО.

Боевое применение ЛаГГ-3

Начало боевого применения ЛаГГ-3 документально прослеживается с июля 1941 г, когда 129-й истребительный авиаполк (с декабря 1941 г. — 5-й гвардейский), перевооружившись на них с МиГ-3, принял участие в Смоленском сражении. Позже под Смоленском действовала 38-я разведывательная авиаэскадрилья, в которой ЛаГГ-3 использовались для прикрытия.

22 июля в боевую работу по отражению германских налетов на Москву включились ЛаГГи 6-го истребительного авиакорпуса ПВО. Позже на этих самолетах действовали под Москвой и другие авиачасти, в частности, 168-й и 178-й ИАП.

В августе 1941 г. отмечено появление ЛаГГ-3 в составе ВВС Черноморского флота и Южного фронта. Эскадрилья ЛаГГов в составе 62-го морского авиаполка позже принимала участие в обороне Крыма.

С сентября ЛаГГ-3 принимают участие в обороне Ленинграда, в частности, в составе 5-го ИАП (впоследствии 3-й гвардейский) Балтфлота и 160-го ИАП.

ЛаГГ-3 первых серий, практически по всем параметрам уступавшие истребителям противника, несли в воздушных боях 1941 г. серьезные потери. И все же вооруженные этим самолетом авиачасти за счет хорошей подготовки летного состава и верной тактики использования ЛаГГ-3 могли наносить противнику значительный урон. Упоминаемый ранее 129-й ИАП за 2,5 месяца участия в Смоленском сражении уничтожил 82 самолета противника (из них 62 в воздушных боях), 120 автомашин, до 1000 солдат и офицеров, подавил огонь 12 зенитных батарей. Капитан Г.Григорьев из 178-го ИАП, отражая налеты люфтваффе на Москву, сбил 17 самолетов противника*, из них 15 — на ЛаГГ-3. 5-й ИАП Балтийского флота в сентябре 1941 г. сбил не менее 12 самолетов врата, потеряв за это время 7 своих машин. Летчик этого же авиаполка И.Каберов позже, в ноябре, одержал редкую победу — сбил финский разведчик СБ**. Три звена ЛаГГов 160-го ИАП, сопровождая в Ленинград транспортный самолет ЛИ-2 с Г.Жуковым, отразили атаки трех групп Ме-109 и сбили два "Месссршмитта".

LaGG3028.jpg

Батальонный комиссар Я .М. Басовин (справа) поздравляет летчиков капитана М.В. Тикунова (в центре) с третьим сбитым и старшего лейтенанта Г.А.Григорьева (слева) с десятым сбитым самолетом противника. Московская зона ПВО, лето /942 г, 178-й ИЛИ (6 ИАК ПВО). ЛаГГ-3, представленный на фomo, из ранних выпусков (до 7-й серии). Фото 58544 ЦАКФД СССР.

Пик боевой активности ЛаГГ-3 приходится на 1942 г. Самолеты этого типа воюют на всех фронтах, принимают участие практически во всех основных боевых операциях того периода. В составе Западного и Калининского фронтов на ЛаГГах действовали 3-й и 5-й гвардейские, 4-й, 68-й, 162-й, 172-й, 193-й и 413-й истребительные авиаполки, на Волховском фронте — 2-й ГИАП, 160-й и 513-й ИАП; на Карельском — 145-й ИАП. В обороне Севастополя ЛаГГ-3 принимали участие в составе 9-го ИАП Черноморского флота; в Сталинградской битве — в составе 9-го ГИАП, 156-го, 297-го, 440-го и 862-го ИАП. ЛаГГами были вооружены 7-й, 131-й, 182-й, 234-й и 790-й ИАП, защищавшие Кавказ.

В воздушных боях 1942 г, уровень боевого напряжения которых был достаточно высок, ЛаГГи несли значительные потери, особенно под Сталинградом, где действовали лучшие силы люфтваффе, в том числе такие асы, как Г.Граф и Г.Баркгорн.

Примером успешного применения истребителя ЛаГГ-3 в 1942 г. могут служить боевые действия на Калининском фронте 5-го ГИАП и 4-го ИАП. Летчики 5-го авиаполка за январь 1942 г. сбили 18 самолетов противника, потеряв лишь одного пилота. Летчики 4-го авиаполка в марте уничтожили 32 германских самолета (в том числе — 28 в воздухе), правда, ко 2 апреля в полку осталось всего 12 боеспособных самолетов. В сталинградском небе успешно воевал 9-й ГИАП, летавший на ЛаГГах с июля но сентябрь 1942 г. и уничтоживший в 738 боевых вылетах 54 самолета противника. Немало примеров эффективного применения истребителей ЛаГГ-3 в кавказских боях. Так, 6 августа четверка ЛаГГов 182-го ИАП, ведомая капитаном У.Мордовенко, проведя без потерь воздушный бой с 12-ю Ме-109 и 12-ю Ме-110, сбила 5 германских самолетов. 17 августа 7 ЛаГГ-3 совместно с 11-ю Як-1 из состава 217-й ИАД провели успешный бой с 6-ю Хе-113 и 9-ю Мс-109. Без потерь сбито 6 самолетов противника и 6 повреждено.


* 14 февраля 1943 г. Г.Григорьеву присвоено звание Героя Советского Союза за 300 боевых вылетов и 13 сбитых самолетов (11 — лично и 2 — в группе).

** Финны в 1941—44 гг. использовали в своих ВВС 24 бомбардировщика СБ. Часть из которых была ими захвачена еще во время зимней кампании 1939—40 гг., и в первые военные месяцы 1941 г. Остальные из числа своих трофеев продали союзникам немцы. В ходе боевых действий, как отмечают западные источники, финская авиация потеряла шесть СБ, из них лишь один в бою.

Предыдущая Оглавление Следующая