Решая задачи сопровождения двигателей в серийном производстве и t эксплуатации, работая над повышением их надежности и ресурса, А.М. Люлька уделял особое внимание созданию научно-технического задела на будущее. В середине 70-х годов возникла потребность в разработке двигателей четвертого поколения. Таким двигателем стал АЛ-31Ф. В отличие от ранее созданных, он — двухконтурный, т.е. такой, каким в конце 30-х гг. представлял Архип Михайлович двигатель перспективного самолета. АЛ-31Ф имеет два ротора, вал одного расположен внутри вала другого. Основные узлы двигателя представляют собой легкозаменяемые в условиях эксплуатации модули. В последовательно расположенных вентиляторе и компрессоре давление воздуха повышается более, чем в 20 раз. Устойчивая работа компрессора обеспечивается применением регулируемых направляющих аппаратов. Многофорсуночная камера сгорания гарантирует равномерное поле температуры газа перед турбиной. Эта температура на максимальных режимах превышает 1600 К. Работоспособность деталей при столь высокой температуре обеспечивается применением развитой системы охлаждения, а также тем, что лопатки турбины изготовлены из жаропрочных и жаростойких сплавов методом направленной кристаллизации. Регулируемое сверхзвуковое сопло Лаваля обеспечивает полное расширение потока и хорошо компонуется в интегральную схему самолета. Комбинированная система автоматического управления имеет в своем составе ЭВМ и гидромеханические регуляторы. ЭВМ обеспечивает также диагностирование двигателя.
Двигателями АЛ-31Ф оснащен всемирно известный истребитель Су-27. Именно благодаря уникальным характеристикам двигателя на этом самолете установлено 27 мировых рекордов, обеспечивается выполнение таких фигур высшего пилотажа, как "Колокол" и "Кобра Пугачева". Эксплуатируются либо испытаны несколько модификаций двигателя, в том числе с плоским соплом (с управляемым вектором тяги).
АЛ-31Ф — последний двигатель, который был запущен в серийное производство при жизни A.M. Люльки. Архип Михайлович умер 1 июня 1984 г, оставив огромное научное наследие. Двигатели с маркой АЛ продолжают работать, совершенствуются, развиваются.
Несомненно, А.М. Люлька — выдающаяся личность в истории мировой авиации. Огромная инженерная интуиция и конструкторский талант сделали его одним из основоположников практической реактивной авиации. Прирожденный руководитель и обаятельный человек, он увлекал за собой людей на постоянный творческий поиск. Научно-производственное объединение "Сатурн", носящее имя A.M. Люльки, продолжает реализацию замыслов своего основателя. Новые двигатели с оптимизацией технико-экономических характеристик за счет изменения в полете степени двухконтурности будут обеспечивать высокий уровень параметров и полную интеграцию с летательным аппаратом.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЕЙ A.M. ЛЮЛЬКИ
ТИП и наименование |
ТРД ТР-1 |
ТРД АЛ-5 |
ТРД АЛ-7ПБ |
ТРДФ АЛ-7Ф |
ТРДФ АЛ-21Ф |
ТРДФ АЛ-31Ф |
Год начала эксплуатации |
1947 |
1951 |
1955 |
1955 |
1967 |
1977 начало разработки |
Тяга на максимальном режиме, кН |
13,6 |
49-51 |
67 |
67-71 |
80 |
77 |
Тяга на форсированном режиме, кН |
— |
— |
— |
96-98 |
110—115 |
123 |
Удельный расход топлива на максимальном режиме, кг/Н час |
0,132 |
0,096 |
0,099 |
0,099 |
0,088 |
0,068 |
Степень повышения давления воздуха в компрессоре |
3,16 |
44 |
9,5 |
94 |
14,75 |
23 |
Число ступеней |
8 |
7 |
9 |
9 |
14 |
4+9 |
Температура газа перед турбиной К |
1050 |
1050 |
1133 |
1133 |
1400 |
1650 |
ПРИМЕНЕНИЕ |
Су-11 Ил-22 |
Ил-30 Ил-46 Ла-190 |
М-10Г |
Су-7Б Су-9/11 Ту-128П |
Су-17 Су-24 Аналог "Буран" |
Су-27 Су-35 |
Литература
Кузьмина Л.М. Огненное сердце. М., "Московский рабочий", 1988."
Пономарев Б.А. Советские авиационные конструкторы. М, Воениздат., 1990.
Струков Ю.П. Мировое самолетостроение. Итоги науки и техники. ВИНИТИ. Сер. Авиастроение, т. 12, Развитие авиационной науки и техники в СССР. М., Наука, 1980.
Люлька A.M. Реактивный двигатель — революция в авиации. Наука и жизнь, №10, 1984.
Огородников Д.А., Сосунов В.А. Развитие советского авиадвигателестроения (К 60-летию ЦИАМ имени П.И. Баранова). Техника воздушного флота, №2, 1991.
SU-2Ts Lulka engines designed for 3000-H.survice life. Aviation Week and Space Tecnology, №13, 1990.
Информационные бюллетени салонов "АВИАДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ—90", "АВИАДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ—92".