Оглавление Следующая

Камуфлированные "молнии" Марио Кастольди

(история итальянских истребителей Macchi 202/205)

А.В.Хаустов, Е.К.Хавило

Воздушные бои II мировой войны... Такого разнообразия батальных сцен и самолетов-участников не было и, по всей видимости, уже никогда не будет. Для нас в том времени еще много малоизвестных страниц, таких, например, как история ВВС Италии. Парадоксально, но внимание нашей прессы к одной из наиболее мощных европейских воздушных армий почти угасло с окончанием гражданской войны в Испании. На Западе, однако, эта тема освещается достаточно широко. Бои в небе Греции, Северной Африки и над островом Мальта продемонстрировали мастерство итальянских пилотов и высокое качество их боевой техники. Самолет Макки МС.202 и его развитие МС.205, созданные под руководством известного авиаконструктора Марио Кастольди, до середины 1943 г. являлись лучшими серийными итальянскими истребителями. Несмотря на богатую боевую биографию, эти машины мало известны любителям авиации в нашей стране.

Mc202001.jpg Mc202002.jpg
МС.202 III серии выпуска (M.M.7806) на заводском аэродроме МС.200 VII серии выпуска

В двадцатые годы авиация привлекала повышенное внимание военных кругов многих стран, в том числе Италии, где приход к власти фашистского правительства Б. Муссолини дал мощный толчок милитаризации экономики. Именно Италия подарила миру генерала Дуэ и его доктрину о решающей роли авиации в войне. В 1931 г. Италия располагала более, чем 800 боевыми самолетами, превосходя по их числу любую из европейских стран. Мощь ее Королевских ВВС (Regia Aeronautica) была впервые продемонстрирована во время гражданской войны в Испании, где действия итальянского экспедиционного корпуса приобрели беспрецедентный размах. Боевые операции Regia Aeronautica начали с вполне современным самолетом-истребителем Fiat CR.32, оказавшимся не хуже британского Hawker Fury, американского Curtiss P-6E и германского Heinkel Не-51. По ряду показателей (скорости и вооружению) CR.32 превосходил советские И-15 — основу истребительной авиации республиканцев. Но появление в Испании скоростных истребителей-монопланов И-16 поставило вопрос о необходимости разработки машины, способной превзойти "Рату"1 Н.Н. Поликарпова. В конце 1938 г. на вооружение итальянских ВВС поступает Fiat G.50 — первый итальянский серийный истребитель-моноплан с убираемым шасси и закрытой кабиной пилота, а в середине 1939 г. — разработанный фирмой Aeronautica Macchi (AerMacchi) цельнометаллический истребитель-моноплан МС.200.

AerMacchi — одна из наиболее известных авиастроительных фирм Италии, ведет свою историю со времен I мировой  войны. Вначале фирма производила лицензионные самолеты, в частности, истребители Nieuport и Hanriot, и носила наименование Nieuport-Macchi. С 1916 г. производились летающие лодки собственной разработки: разведывательные L.1 и L.2 (149 шт.), многоцелевые - М.3 (329 шт.) и истребители М.5 и М.7 (257 шт.). В 1921 г. гидросамолет М.7 выиграл престижные гонки на кубок Шнейдера. 23 октября 1934 г. рекордный МС.72, созданный под руководством инженера Марио Кастольди и пилотируемый Франческо Ажелло, достиг скорости 709,22 км/ч. И хотя ряд обстоятельств не позволил тогда итальянцам овладеть кубком, этот самолет принес своему создателю мировую известность. Рекорд МС.72 не побит до сих пор. Однако фашистской Италии требовались не столько рекорды (хотя и они находили поддержку у Б. Муссолини), сколько боевые самолеты, и денег на них не жалели. Весной 1935 г. М. Кастольди приступил к созданию истребителя, который, вобрав в себя все новшества авиастроения, должен был стать основным в Regia Aeronauiica. Машина проектировалась по выдвинутой министерством авиации (Ministero dell'Aeroiiautica) программе "R", предусматривавшей поступление на вооружение в 1939—40 гг. около 3000 новых истребителей. Проект получил обозначение МС.200 (М — означало Macchi, а С — Castoldi) и наименование Saetta (стрела). Опытный МС.200 впервые поднял в воздух 24 декабря 1937 г. пилот Джузеппе Буреи. Самолет отличался очень чистыми аэродинамическими формами. Высокая посадка летчика обеспечивала прекрасный обзор из кабины, хотя и увеличивала мидель фюзеляжа. С двигателем воздушного охлаждения Fiat A.74 R.C.38 мощностью 870 л.с. самолет развил скорость 504 км/ч, а на пикировании разогнался до 800 км/ч. Первоначально истребитель имел полностью закрытую кабину с каплевидным фонарем со сдвижной центральной частью. Позже из-за консерватизма пилотов фонарь стал полуоткрытым, а на последних серийных самолетах остался только козырек2. Весьма оригинально решалась на новом истребителе проблема компенсации реактивного момента от воздушного винта — левая консоль имела больший на 190 мм размах, чем правая (25 нервюр против 24) и, соответственно, большую площадь. Вооружение состояло из двух синхронизированных 12,7 мм пулеметов, расположенных в фюзеляже.


1) "Рата" — по-испански крыса. Это прозвище дали И-16 франкистские пилоты.

2)  Подобную обратную эволюцию претерпел и отечественный И-16 (на И-16 тип 5 кабина была закрытой, а на типе 10 — открытой).

Оглавление Следующая