Оглавление Следующая

Современные модификации боевых самолетов советской разработки

Старое как новое

Петр Б.Бутовски/ Гданьск (Польша)*

NvSov001.jpg

Израильский МиГ-21-2000 выполняет первый полет в сопровождении истребителя «Кфир», 24 мая 1995 г.

МиГ-21 впервые поднялся в воздух почти сорок лет тому назад. И хотя сегодня этот знаменитый истребитель уже не состоит на вооружении ВВС России, однако в 27 странах еще эксплуатируется около 4000 таких самолетов. Многие из этих стран заинтересованы в повышении боевых возможностей «ветерана» до современного уровня. С этой целью еще в начале 80-х гг. в Египте на МиГ-21 установили навигационный комплекс и систему госопознавания фирмы Теlеdeуnе, систему индикации на лобовом стекле фирмы GEC Avionics и кассеты отстреливаемых тепловых и радиолокационных ловушекА1.Е-40фирмыТгасог. Изменения коснулись и вооружения. Самолеты приспособили для использования ракет AIM-9P Sidewinder и оснастили итальянскими подвесными контейнерами со средствами РЭБ.

Из современных программ по модернизации МиГ-21 наиболее известными являются российская и израильская. Первая возникла по заказу ВВС Индии. Сначала над ней работала индийская фирма HAL (Hindustan Aeronautics Limited), которая в 1980-1987 гг. выпустила 200 МиГ-21бис. Предполагалось установить на самолет новый двигатель (рассматривались американский GEF404, британский RB199 и советский РД-33) и американский радиолокатор AN/APG-66. В сентябре 1991 г. ОКБ предоставило индийцам свой собственный проект. В апреле 1993 г. было подписано предварительное соглашение между фирмой HAL и АНПК «МИГ» о проведении таких работ.

Первый «модифицированный» МиГ-21И (И - индийский), оснащенный ракетами Р-27 и Р-73, экспонировался на «Мосаэрошоу-92» в августе 1992 г. Однако «грозный МиГ» был всего лишь бутафорией - на уже давно не летавший МиГ-21С на время авиашоу подвесили современные ракеты.

В вариант МиГ-21 И прежде всего предлагалось переделать истребители МиГ-21бис (доработка более ранних модификаций из-за меньшего остатка ресурса и менее мощных двигателей неперспективна). При сохранении планера и силовой установки «биса» самолет должен был получить комплекс вооружения, аналогичный применяемому на МиГ-29. Его основа - новая малогабаритная когерентная пульсирующе-доплеровская РЛС «Копье» (ранее известная как «Комар»), имеющая щелевую антенну и созданная по аналогии с РЛС Н-010 «Жук» от МиГ-29М. Станция позволяет обнаружить истребитель противника на расстоянии 45 км (РЛС РП-22 «Сапфир-21» на МиГ-21бис - 18 км), а также наземные и надводные цели, например, катер - на дальности 30 км, железнодорожный мост - 100 км, или составлять радиолокационные карты местности с запоминанием изображения, его масштабированием и т.п. Она может наводить ракеты в передней полусфере, в том числе на фоне земли, и обнаруживать воздушные цели, летящие на высоте 30 м (РЛС РП-22 - не ниже 1000 м). Для ведения ближнего маневренного боя использован новый принцип работы станции с быстрым сканированием вдоль вертикальной оси. РЛС «Копье» работает совместно с бортовой ЭВМ, которой ранее на МиГ-21 не было, а также с нашлемной системой целеуказания «Щель-ЗУМ». Масса станции 165 кг, объем 500 куб.дм, среднее время безаварийной работы - 120 ч.

С новой системой наведения совместимы ракеты класса «воздух-воздух», применяемые на МиГ-29: средней дальности - новейшие Р-77 либо более старые Р-27; для ближнего боя - Р-73 либо Р-60М. Для поражения наземных и надводных целей МиГ-21 И мог вооружаться одной ракетой Х-31 либо двумя противорадиолокационными Х-25МП. Остальное оружие самолета - то же, что и на более ранних модификациях МиГ-21: пушка ГШ-Н-23, до 1000 кг бомб либо блоки НУРС. На МиГ-21 И планировалось установить два стационарных блока выброса помех БВП-30-26 с тепловыми и радиолокационными ловушками. Их автоматический отстрел по заранее заданной программе осуществляется системой 20СП, применяемой на МиГ-29. Планер истребителя изменился лишь в одной зоне - установлен козырек фонаря без переплета, обеспечивающий лучший обзор.

Проект МиГ-21И вскоре получил развитие в программе МиГ-21-93, предусматривавшей модернизацию истребителей уже не только для Индии. Дальность обнаружения целей (при отражающей поверхности 3 кв.м) с помощью той же РЛС «Копье» составила уже 57 км в передней и 35 км в задней полусфере. На стендовой модели МиГ-21-93, экспонированной в Париже в июне 1993 г., демонстрировался ранее не известный вариант вооружения самолета - две ракеты Х-35 класса «воздух-корабль». Кроме того, балки с кассетами ИК- и РЛ-ловушек заменили на систему отстрела ловушек БВП-1Ф, установленную на верхней поверхности крыла в зоне стыка с фюзеляжем.

На авиасалоне в Фарнборо в 1994 г. фирма «Фазотрон» объявила о создании для МиГ-21-93 модернизированной РЛС «Супер Копье». Благодаря новому процессору дальность обнаружения цели составит 57-75 км в передней и 35-45 км в задней полусфере. Значительно улучшилась и избирательная способность станции, что позволило определять количество целей в группе. Для расширения боевых возможностей истребителя фирма «МИГ» готова оснащать МиГ-21-93 оптико-электронной станцией обнаружения, включающей теплопеленгатор и лазерный дальномер, а также подвесным контейнером с лазерной и телевизионной аппаратурой для наведения ракет класса «воздух-земля». Возможна установка оборудования, позволяющего осуществлять взаимодействие трех МиГ-21-93 с самолетом наведения и целеуказания МиГ-31.


* Перевод с польского Андрея В. Хаустова/ «АиВ»

Оглавление Следующая