В варианте для ВВС Румынии предполагалось сохранить часть оригинального оборудования, например, аппаратуру системы госопознавания, что обуславливалось существующей наземной инфраструктурой. Подобно МиГ-21-93, козырек фонаря кабины сделан без переплета. Истребитель предполагалось оснащать российскими ракетами малого радиуса действия Р-73 и Р-60МК, а также израильскими «Питон-3», управляемыми бомбами с лазерной системой наведения «Гриффин», контейнерами с разведаппаратурой и аппаратурой РЭБ. Принципиальным отличием от МиГ-21-93 является то, что МиГ-21-2000 не может использовать ракеты класса «воздух-воздух» среднего радиуса действия.
В ходе парижского авиасалона 1993 г. демонстрировался доработанный в Израиле вариант румынского МиГ-21МФ, тоже имеющий наименование МиГ-21-2000. На тот момент этот истребитель еще не достиг летного состояния и предполагалось, что его первый взлет состоится в конце 1994 - начале 1995 гг. Стоимость доработки одного самолета оценивалась примерно в 4 млн. USD. Однако уже к концу 1994 г. информация о израильско-румынском МиГе исчезла. Напротив, в 1995 г. появилось сообщение, что под названием МиГ-21-2000 значится третий модернизированный «двадцать первый», предоставленный ВВС Камбоджи. Первый вылет этой машины состоялся 24 мая 1995 г. От первого варианта МиГ-21-2000 машина отличается составом оборудования кабины пилота. В настоящее время многие западные фирмы предлагают стать субподрядчиками при проведении доработок российских самолетов. Наиболее реальным кандидатом на это в случае с МиГ-21-93 является фирма GEC Avionics, которая имеет опыт по усовершенствованию МиГов в Китае и Египте. Французская фирма Dassault Electronique предлагает систему оповещения об облучении РЛС EWS-A, бортовые компьютеры и т.п. Фирма GEC-Ferranti - радиолокатор Blue Hawk (массой 107 кг и радиусом действия в 81 км), фирма Alkan - кассеты с ИК-ловушками, установить которые можно под фюзеляжем в месте крепления стартовых ускорителей. Фирма Marconi - подвесные контейнеры с аппаратурой РЭБ. В программе модернизации индийских МиГ-21 пытались участвовать восемь американских фирм, однако этому воспрепятствовал госдепартамент США.
АНПК «МИГ» предлагает модификацию и других своих самолетов, например, МиГ-23 и МиГ-25. В первом случае предполагается быстрая и недорогая доработка путем замены либо установки дополнительных блоков в РЛС «Сапфир-23» на самолетах МиГ-23МЛ (Н-003) и МиГ-23МЛД (Н-008). Позже как для МиГ-23, так и для МиГ-25 наиболее целесообразным признали установку систем и вооружения от МиГ-29С: РЛС Н-019М «Топаз» и ракет Р-77. Проекты таких модификаций, названных МиГ-23И и МиГ-25И, разослали в страны, эксплуатирующие эти истребители, но пока положительной реакции не последовало.
Модернизация российских самолетов не является монополией «МИГа». Недавно АНПК им. П.О.Сухого разослало в страны, имеющие на вооружении самолеты Су-20 и Су-22, предложения о проведении работ по повышению боевой эффективности этих машин. Фирма предложила оснастить самолеты РЛС «Копье», новой бортовой ЭВМ, приборным оборудованием с экранной системой индикации и т.п. Вооружение модифицированных машин может пополниться противорадиолокационными ракетами Х-31П и противокорабельными Х-31А и Х-35. В ходе авиасалона ILA'94 в Берлине генеральный конструктор ОКБ Михаил Симонов заявил о возможности первого публичного показа такого самолета, названного Су-22М5, на парижском салоне в июне 1995 г. Позже стало известно, что программа Су-22М5 разрабатывается совместно АНПК им. П.О.Сухого и французскими компаниями Thomson-CSF и Sextant Avionique.
![]() |
![]() |
Кабина МиГ-21-93 | Кабина израильско-румынского МиГ-21-2000 |
![]() |
![]() |
Антенна РЛС «Копье» | Кассеты с ловушками БВП-1Ф в корне крыла МиГ-21-93 |
Предполагалось, что на Су-22М5 будет установлен новый российский прицельно-навигационный комплекс ПрНК-55. Его возможности расширятся за счет включения в состав системы приемника NSS100-P Navstar/Glonass GPS, радиовысотомера AHV6, инерциальной навигационной системы «Totem» и блока обработки воздушных данных ADU 300. Система индикации информации на лобовом стекле заменяется на более совершенную, позволяющую работать как днем, так и ночью. В состав последней входит камера ОТА-200 (монохромная) либо ОТА-1300 (цветная). Российский лазерный дальномер «Клен-54» заменяется французским Thomson-CSF TMV 630 с дальностью действия 20 км. Новый курсовой вычислитель фирмы Sextant Avionique весом 8 кг перед вылетом будет программироваться с помощью универсальной системы CINNA 3PN, используемой в ВВС Франции. Систему предупреждения об облучении РЛС «Береза» заменит комплекс Sherloc. В кабине пилота будут установлены два жидкокристаллических дисплея MFD55 размером 5x5 дюймов. Модернизируется и радиооборудование самолета.