Оглавление Следующая

Неизвестный Пе-3

Советские двухмоторные истребители предвоенного периода

Александр Н.Медведь, Дмитрий Б.Хазанов/ Москва

Фото из архивов авторов

Ровно через месяц после нападения на Советский Союз германская авиация совершила первый ночной массированный налет на Москву. Летчики 6-го истребительного авиационного корпуса достойно встретили врага и отразили налет. Лишь небольшому числу немецких бомбардировщиков (11-12% от общего количества) удалось прорваться к столице. И это несмотря на отсутствие средств наведения истребителей на воздушные цели, что ставило защитников Москвы в невыгодное положение из-за сравнительно небольшой продолжительности полета перехватчиков. Большую часть времени летчик-истребитель был вынужден отыскивать в небе самолет противника, невидимый ночью уже на расстоянии 300-400 м. Мало помогали и прожекторы. Вот как описывает свой первый боевой вылет известный летчик М.Л. Галлай: «Первый самолет противника, к которому я устремился, едва разглядев его в скрещении лучей прожекторов, растаял в воздухе раньше, чем я успел с ним сблизиться. Объяснялось это просто: он уже отбомбился и уходил на полной скорости в западном направлении. Прожектора еще сопровождали его, но с каждой секундой наклонная дальность от их рефлекторов до цели становилась все больше и через короткое время он исчез.»

Однако ночные условия играли на руку не только нападающей стороне - немецкие бомбардировщики шли к Москве без истребительного прикрытия. В этих условиях важнейшими требованиями к перехватчикам стали большая продолжительность полета, мощный огонь и хороший обзор у экипажа. Такие качества наиболее легко можно было реализовать на двухмоторном самолете. У командования ВВС Красной Армии, в принципе, был большой выбор - ведь именно такую схему имели истребители, разработанные Таировым, Микояном и Гуревичем, Поликарповым и Грушиным. Но все эти машины существовали, в лучшем случае, в опытных экземплярах.

Тем временем барражирующий истребитель, предназначенный для борьбы с бомбардировщиками и разведчиками противника в плохих метеоусловиях и ночью, стал нужен, что называется, позарез.

Pe3001.jpg Pe3002.jpg
МПИ-1 - многоместный пушечный истребитель (СВБ, ВИТ-1) Н.Н.Поликарпова, 1937 г. ТИС (А) - тяжелый истребитель сопровождения Н.Н.Поликарпова, 1941 г.
Pe3003.jpg Pe3004.jpg
Та-3 - многоцелевой тяжелый истребитель В.К.Таирова, 1941 г. ДИС - дальний истребитель сопровождения (МиГ-5 АМ-35А) А.И.Микояна, 1941 г.
Pe3005.jpg Pe3006.jpg
И-29 - двухмоторный истребитель А.С.Яковлева, 1940 г. ВИ-100 - высотный истребитель В.М.Петлякова, 1939 г.

Оглавление Следующая