Последние довоенные программы нового кораблестроении Австро-Венгрии предусматривали постройку шести дополнительных эскадренных миноносцев типа "Tatra" водоизмещением по 850 тонн и вооруженных двумя 100-мм и двумя 65-мм орудиям и, а также четырьмя торпедными трубами (*). Однако в марте 1914 года, еще до начала войны, решение вопроса об их постройке было отложено на неопределенное время.
Отказ от продолжения строительства этой серии кораблей был вызван тем, что в начале 1914 года морское командование австрийского флота предложило внести ряд изменений в конструкцию эсминцев, и, соответственно, построить новые корабли по улучшенному проекту. Одновременно адмиралы высказались о необходимости иметь в составе флота несколько крупных эсминцев, в качестве лидеров флотилий - не менее четырех кораблей с водоизмещением около 1600 тонн.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВСТРИЙСКИХ ЭСМИНЦЕВ ТИПА "TATRA"
Водоизмещение нормальное |
850 ts |
Длина между перпендикулярами |
83,5 м |
Ширина наибольшая |
7,8 м |
Осадка средняя . |
2,5 м |
Вооружение: |
|
Два 100 мм / 50-калиберных орудия в оконечностях; |
|
Четыре 66-мм/ 45-калиберных орудия побортно; |
|
Четыре 450 мм торпедных трубы на двух спаренных аппаратах. |
|
Механизмы |
|
Две паровые турбины "AEG-Curtis" |
|
Мощность турбин |
41.000 SHP |
Четыре угольных и два нефтяных котла "Yarrow"; |
|
Скорость максимальная |
32,5 - 33 узла |
Дальность плавания 12-узл.ходом |
1600 миль |
Экипаж |
99-104 чел. |
Справедливости ради следует отметить, что во время войны, в 1916 году, на стапелях были заложены шесть подобных кораблей, но их строительство никак не было связано с довоенной программой - необходимость в эскортных кораблях возникла в связи с общим ходом войны, а толчком к началу строительства послужила гибель двух австро-венгерских эсминцев "Lika" и "Triglav" на итальянских минах в районе албанского порта Дураццо 28-29 декабря 1915 года. Четыре эсминца из шести были закончены постройкой в 1917-1918 годах. Они несколько отличались от шести первых по величине (водоизмещение возросло до 890 ts) и вооружению (из шести 66-мм орудий два заменены на зенитные такого же калибра). Кроме того, скорость увеличилась на один узел. (**)
Начало Первой мировой войны заставило изменить планы строительства. Только в сентябре 1917 года была утверждена постройка восьми эсминцев типа "Улучшенный "Tatra", водоизмещением 880 тонн со скоростью 32,5 узла (***). Их вооружение не изменилось - два 100-мм и два 66-мм орудия. Тем не менее, 22 декабря 1917 года был выдан заказ только на четыре корабля, но и они так и не были заложены из-за острой нехватки стали и других материалов, ощущаемых Австро-Венгрией в конце войны. Эти корабли стали четвертой группой эсминцев типа "Tatra" (если считать за отдельную группу серию кораблей строительство которых было отменено в 1914 году).
Техническая информация о разработке проектов кораблей, о которых говорится в этой статье, взята из документов Военного Архива Австрии в Вене. (Osterreichisches Staatsarchives, Kriegsarchiv, Stiithasse 2, Wien VII, Austria).
* В настоящее время для сборника "Бриз" готовится статья о миноносцах этого типа,
** Из этих эсминцев "Lika" и "Triglav" погибли, четыре остальных после войны переданы итальянскому флоту и переименованы: "Fasana" (бывший "Tatta"), "Zenson" ("Balaton"), "Muggia" ("Csepel") и "Pota" ("Orjen"). Эти эсминцы закончили службу в 1937 году. Из шести эсминцев второй серии "Honved" и "Lovcen" не были достроены (работы остановлены в 1918 году), "Dukla" передан французскому флоту и переименован в "Matelot Leblanc". В 1935 году он исключен из списков флота. Три других достались также итальянскому флоту; переименованы в "Grado" (бывший "Triglav"-2), "Cortellazzo" ("Lika"-2) и "Monfalcone" ("Uzsok"). В списках флота они исчезли в 1937-1939 годах.
*** - Greger Rene "Austro-Hungarian Warships of World War I", Ian Allan Lid., 1976.