Оглавление

ПРОЕКТЫ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ В АВСТРО-ВЕНГЕРСКОМ ФЛОТЕ В 1914 - 1918 ГОДАХ

Материал подготовлен на основе статьи: Anthony Sokol "Austria-Hungary's. Naval Building Projects. 1914-1918": "Warship International" 4/1982. (с англ. Павлов  Н.С.). По тексту и графике сделаны незначительные дополнения: SokoI A. "Austria-Hungary's. Naval Building Projects. 1914-1918"; P.I. "WI" 3/1978. Greger Rene "Austro-Hungarian Warships of World War I". Le Flemming "Warships of World War I"

Толчком к развитию небольших мореходных быстроходных катеров стали появившиеся незадолго до начала Первой мировой войны мощные и небольшие по габаритам двигатели внутреннего сгорания. Небольшой вес позволял размещать их на самолетах и гидропланах, малых подводных лодках и небольших быстроходных катерах. Как на самолетах, так и на катерах, помимо мощного двигателя увеличение скорости достигалось различными приспособлениями, способными уменьшить трение между корпусом и окружающей средой.

Среди первых морских держав, решивших воспользоваться преимуществами быстроходных, вооруженных торпедами или зарядами катеров стала Италия, чему способствовал мягкий климат Адриатики и Средиземного моря. Насколько успешным оказался опыт можно судить уже по тому, что за время войны в Италии было построено около 300 таких судов. Ей же принадлежит и большинство боевых успехов, достигнутых в годы войны. Об этом написана немало книг и нет смысла повторять во многом известные факты.

Нет ничего удивительного в том, что подобные катера появились и во флоте Австро-Венгерской империи, интересы которой на Адриатике вплотную пересекались и во многом не отличались от амбиций своего извечного и постоянного противника. Но, в отличии от Италии, достигнутые австрийцами успехи оказались более чем скромными. На это имелись свои причины. Одной из них стало отсутствие необходимого количества легких и мощных двигателей подходящих габаритов. Наладить широкое производство довольно удачных двигателей в Австро-Венгрии удалось еще в начале войны, однако дефицит необходимых материалов остро проявился уже в 1917 году, поэтому военному командованию пришлось ограничить, а затем и запретить использование двигателей во всех отраслях, кроме авиации. Италия, в отличие от Австрии, не испытывала подобного дефицита, так как могла широко использовать ресурсы своих союзников, и, таким образом, итальянский флот не страдал от подобных ограничений.

Другой причиной было отсутствие подходящих целей на театре военных действий. Лишь в начале войны в северной части Адриатики действовали несколько крупных итальянских кораблей. В последующем опасность их атаки заставила весь итальянский флот перенести свои действия к югу от Отрантского барража, где требовались корабли с большими мореходными возможностями. Действий итальянцев на Адриатическом море ограничивались только легкими силами. В противоположность итальянским главные австрийские военно-морские базы Пола и Триест находились всего в 60 милях от Венеции, откуда итальянские катера могли производить атаки, легко совершая переходы всего за одну ночь.

И тем не менее в австрийском флоте были разработаны несколько интересных типов катеров - представителей "москитного флота". Некоторые из них были построены и испытаны, но успешного применения они так и не нашли.

Возможно, наиболее интригующим был один из проектов, разработанный в 1915 лейтенантом Мюллером фон Томамулом (Dagobert Muller von Thomamuhl). Для увеличения скорости на катере был использован принцип поддува воздуха под корпус катера для его подъема над водой. Сама идея воздушной прослойки под корпусом для уменьшения сопротивления не являлась новинкой и предлагалась еще в XIX-м столетии. Но предложение Мюллера стало первым его воплощением по отношению к военному кораблю.

Проект был предложен на рассмотрение 26 марта 1915 года, и впечатление на Морское командование от идеи проекта оказалось достаточно сильным, чтобы оно согласилось на строительство экспериментального катера по этому принципу.

Проект предусматривал корпус длиной 53 фута (16,15 метра), шириной 26,5 футов (8,08 метра) и осадкой 1,2 фута (0,37 метра). Водоизмещение при полной нагрузке 12,25 тонн, которые распределялись следующим образом:

Корпус

2,76 ts

3 мотора для вращения винтов

1,00 ts

1 вентиляторная установка для нагнетания воздуха под корпус

0,20 ts

1 мотор-привод для вентилятора

0,20 ts

2 торпеды

3,00 ts

2 торпедные трубы

0,48ts

Топливо (200 литров газолина)

1,60 ts

Экипаж

0,50 ts

Разное и резерв водоизмещения

2,51 ts

ВСЕГО

12,25 ts


*  - Техническая информация о разработке проектов катеров, о которых говорится е этой статье, взята из документов Военного Архива Австрии в Вене. (Osterreichisches Staatsarchives, Kriegsarchiv, Stifthasse 2, Wieh VII, Austria).

*  - Более подробные сведения о конструкции и испытаниях катера Мюллера можно получить в статье: Franz Ferdinand Bilzer "Versuchsgleitboot, the World's First Hovercraft" в английском ежеквартальном издании "Warship #17" (N.1/1961). Об этом и других катерах можно также узнать из австрийского издания; Harald Fock "Fast Fighting Boats. 1870-1945" (USNI, 1978).

Следует учитывать также, что в некоторых изданиях авторы зачастую путают проектные данные катера и характеристики экспериментального катера этого проекта, между тем как они довольно сильно разнились.

Оглавление