Оглавление

БРОНЕНОСЕЦ «PELAYO» ВОЕННОГО ФЛОТА ИСПАНИИ

Митюков Н. В.

Aguilera A. "Peiayo" // "Buques de la Armada Espanola" Madrid, 1967.
Conway's "All the World Fighting Ships. 1860-1905". London, "Conway Maritime Press", 1979, Vol. 1.
"Spanish Battleship "Peiayo" // "Warship International", № 2/1970.
Wilson H.W. "The Downfall of Spain. Naval History of the Spanish-American War" London, "Sampson Low, Marston & Co", 1900.
"Peiayo" // "Военные флоты и морская справочная книжка на 1897 год" С-Птб, типография Э.Гоппе, 1897.
Мехен А.Т. "Стратегический разбор действий на море во время Испано-американской войны" (пер. с англ. Н. Л. Кладо) С-Птб, типография Морского Министерства при Главном Адмиралтействе, 1899.
"Морская хроника. Дневник испано-американской войны" // "Морской сборник" №6/1898.

К началу испано-американской войны броненосец «Pelayo», единственный настоящий броненосец испанского флота, был наиболее мощным кораблем Испании. По счастливой случайности он избежал потопления у Сантьяго или у Манилы. Тем не менее, совершенно не участвуя в военных действиях, но, будучи «fleet in being», «Pelayo» оставил заметный след в истории этой войны. Испанцы связывали с ним свои последние надежды, и, может быть именно поэтому, их козырю в лице «Pelayo» так и не удалось принять участие в войне.

В 1884 году тогдашний морской министр адмирал Антекера, сознавая, что испанский флот вскоре уже практически не сможет защитить испанские интересы на море, потребовал заключения контракта с фирмой «Forges et Chantiers de la Mediterranee» на строительство броненосца. Этот шаг был весьма полезен, так как у испанских конструкторов появлялась возможность ознакомиться с передовым на то время французским опытом. Сам адмирал рассматривал броненосец, как первенец так и нереализованной впоследствии судостроительной программы. После Каролинского кризиса вместо серии броненосцев для охраны своего побережья Испания была вынуждена построить серию крейсеров для действия в колониях (будущие крейсера типа «Infanta Maria Tereza»).

Цена корабля, за исключением артиллерии и другого боевого снаряжения, составила около 22 миллионов песет [1, р.14].

Своим появлением на свет «Pelayo» был обязан теории «старой» французской военно-морской школы. Той самой, что вызвала к жизни «Hoch», одного из самых несуразных броненосцев своего времени, прозванный за высоченные надстройки «Гранд Отелем».

Проект «Pelayo» разработал известный французский инженер Лагань. В качестве прототипа был выбран броненосец «Marceau», чье водоизмещение и размеры были несколько уменьшены, так как заказчик настоял на том, чтобы «Pelayo» при полней загрузке смог пройти Суэцким каналом. Кстати, по одной из версий, заложенный немного позднее чилийский «Capitan Pratt», представлял из себя еще более уменьшенную копию «Marceau» [1, р.15].

Контракт на постройку был заключен 26 ноября 1884 года [5, с.401], но закладка «Pelayo» на стапеле частной верфи «Forges et Chantiers de la Mediterranee» в Ла Сене была осуществлена лишь в апреле 1885 года [3, р.183; 2, р.381|.

Водоизмещение

9745 т

Основные размерения

102,04 х 20,20 х 7,58 м

Силовая установка

2 вала, 9600 л.с. = 16,7 уз.

Дальность плавания

2540 миль (уголь 800 т)

Броневая защита (броня Крезо)

бортовая вертикальная броня

450-300 мм

барбеты орудийных башен

400-300 мм

горизонтальная броня палубы

70-51 мм

орудийные щиты

80 мм

боевая рубка

155 мм

Вооружение:

2 - 320-мм / 35-калиберных орудий BL

2 - 280-мм / 35-калиберных орудий BL

1 - 160-мм / 35-калиберных орудий BL

12 - 120-мм /35-калиберных орудий BL

5 - 57-мм /43-калиберных орудий QF

7 торпедных аппаратов

Экипаж

520 чел.

Корабль был назван а честь первого короля Астурии Пелайо (или Пелагей) (г. р. неизв. - 18.9.737), который возглавил восстание в Астурии против арабского господства. В 718 году в сражении в долине Ковадонга руководимое им ополчение разгромило войска арабов, положив начало реконкисте - отвоеванию пиренейских земель, захваченных арабами и берберами (позже прозванных маврами). После победы Астурия получила статус независимого королевства, а Пелайо стал ее первым королем.

КОРПУС

Корпус строился по клетчатой схеме из стали французского производства. Двойное дно, продолжавшееся почти по всей длине корпуса, было настлано на 3-футовом удалении от основной обшивки корпуса. Стрингерами и шпангоутами все это пространство подразделялось на 90 водонепроницаемых отсеков (по [3, р.183] - на 98).

Пространство между двойным дном и броневой палубой на протяжении машинного и котельного отделений разделялось шестнадцатью поперечными (по [2, р.382] - тринадцатью) и одной продольной переборками. Таким образом, весь корпус был разделен на 145 отсеков. В каждый из них были проложены отростки двух, магистральных труб, шедших от двух центробежных паровых помп, способных выкачивать по 500 тонн воды в час. Кроме того, на броненосце имелось несколько помп меньшей мощности, в том числе одна 30-тонная помпа системы Тириона (Thirion) и еще несколько ручных.

Рангоут состоял из двух стальных мачт, снабженных двумя боевыми марсами, на которых было установлено по две скорострельных пушки. Суммарная площадь парусов достигала около 500 кв. метров (5382 кв. футов) [5, с.401].

Броненосец имел максимальную длину 105,07 м, длину по ватерлинии 100,65 м, максимальную ширину по грузовой ватерлинии - 20,18 м, глубину трюма до броневой палубы - 12,45 м, среднее углубление - 7,50 м, максимальное углубление - 8,69 м [3, р.183].

В 1897-1898 годах броненосец прошел модернизацию на заводе Ла Сена. В ходе нее предполагалось срезать заднюю оконечность с кормовым балконом. В новом качестве заваленная во внутрь корма стала бы похожей на корму новейших французских броненосцев. В результате этой операции максимальная длина корпуса сократилась бы до 104,26 метров. Но а ходе модернизации корабль успел лишиться лишь своей главной «визитной карточки» - мощных боевых марсов, так типичных для французской школы судостроения [3, р.183], переделать остальное помешала испано-американская война.

Кроме того, уже в ходе эксплуатации «Pelayo» был оборудован некоторыми оригинальными приспособлениями. Так, например, для лучшего кантования больших шлюпок по верхней палубе, от борта к борту были устроены специальные рельсовые приспособления с передвигавшейся по ним кареткой [1, р.16]

Две двухцилиндровые машины компаунд с вертикально установленными цилиндрами находились в отдельных водонепроницаемых отделениях, так что каждая машина могла работать автономно.

Двенадцать (по [3, р.183] - шестнадцать) цилиндрических огнетрубных паровых котла системы Никлосса располагались в четырех водонепроницаемых отсеках, топками к бортам. Рабочее давление пара составляло около 6 атм. (85 ф./дюйм). Кроме того, для запитки вспомогательных механизмов стояло еще два паровых котла.

BBPelayo001.jpg

"Pelayo" в Тулоне, по всей вероятности, вскоре после ввода в строй (фото предоставлено автору Патриком Мак Шерри, США).

Оглавление