СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ.
Мы продолжаем отвечать на вопросы наших читателей. Нестеров В. М. из Свердловской области интересуется классификацией британских эсминцев старых проектов участников Первой мировой войны. Действительно, изданная у нас в стране литература приводит сведения только о принадлежности тех или иных кораблей к определенному типу, что можно выяснить в зарубежных справочниках, но не вносит ясности по какому принципу они группировались и классифицировались. Особенно большая путаница имеет место в отношении классификации, принятой е британском флоте до Первой мировой войны.
В течение 1885 года британское Адмиралтейство, обеспокоенное быстрым ростом количества миноносцев в иностранных флотах, особенно во французском, как контрмеру разработало программу строительства торпедных канонерских лодок (torpedo gunboats). В период между 1886 и 1894 годами было построено четыре типа подобных кораблей, но ни один из них не смог оправдать надежд морского командования. Истинный «разрушитель миноносцев» (torpedo boat destroyer) в британском флотом как класс появился с вступлением в строй эсминца «Havock», заказанного в июне 1892 и спущенного на воду в августе 1893.
С его появлением в британском флоте началось массовое строительство подобных кораблей и к 1895 имелось уже 42 эсминца, известных как «27-узловые». В следующие семь лет за ними последовали 72 эсминца «30-узлового» типа.
Поскольку разработка проектов этих кораблей была практически полностью возложена на фирмы-строители, сгруппировать их по определенным типам достаточно трудно. В Англии в те годы было принято классифицировать их по скорости и силуэту, который в большинстве случаев зависели от проекта строившей их фирмы. Основными критериями силуэта считались наиболее заметные детали - количество труб и величина мостика. В сентябре 1913 все эти эсминцы, оставшиеся в строю, были сгруппированы в четыре типа, из которых тип «А» включал бывшие «27-узловые» миноносцы, а типа «В», «С» и «D» - 30-узловые, имеющие соответственно четыре, три и две дымовых трубы. Другие эсминцы были распределены в типы от «Е» до «К» (тип «J» отсутствовал).
Встречающиеся иногда в литературе различные варианты распределения эсминцев по типам в зависимости от начальной буквы названия для этих эсминцев не имеют ничего общего с реальным положением дел. Только незадолго до войны, начиная с типа «L» включительно британские эсминцы получали имена с начальной буквой а соответствии со своим типом, но во время войны, в связи с массовым строительством однотипных эсминцев, этот принцип выполнялся далеко не всегда. В данном издании мы придерживаемся официально принятой в британском флоте в 1913 году классификации, но внутри типов производим разбивку по старой классификации. Нам думается, что это наиболее удачная группировка на типы, тем более, что в нашей стране до сих пор не публиковалось полного списка британских миноносцев этого периода с удобной для читателя классификацией. Выпуск «Морской коллекции» 1995 года, посвященный британскому флоту в этом отношении также грешит большими неточностями и неполнотой сведений.
В 1914 наиболее современные эсминцы вошли в состав Гранд-Флита и иных соединений британского флота. Из более старых эсминцев типов от «А» до «Е» были сформированы береговые патрульные флотилии (Coastal Patrol Flotillas) или флотилии обороны гаваней и портов (Local Defence Flotillas). Лидерами этих флотилий обычно ставились крупные эсминцы, которые, хотя и позволяли разместить на борту командный персонал флотилии, едва ли могли выполнять в достаточной степени эти функции. Поэтому возник вопрос о включении в состав флота специальных крупных эсминцев, более приспособленных для этих целей. Приобретенные четыре строящихся для Чили корабля оказались идеальными для этого назначения. Первые британские лидеры типа «Marksman» были заложены в июне 1914 вместо отмененных постройкой трех эсминцев программы 1913 года (тип «М»).
В этой подборке мы поместили данные о британских эсминцах довоенной и частично военной постройки, приведены их краткие технические характеристик и сведения о их судьбе. Кроме того, из британского «сигнального» справочника мы указали о присвоении кораблям тех или иных литерных обозначений и флажных позывных.
ПОЯСНЯЮЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Для кораблей приводятся наименования предшествующего Первой мировой войне и последующего за ней периода службы. Если переименования имели место неоднократно, то в некоторых случаях они приводятся не все, но, как минимум, ближайшие обязательно. Сокращения в технических характеристиках соответствуют общепринятым: водоизмещение проектное, нормальное и боевое; длина наибольшая и между перпендикулярами, ширина наибольшая, осадка средняя и наибольшая. Мощность механизмов в зависимости от энергетической установки (SHP - на валах для турбин, IНР - индикаторная для поршневых машин, ВНР - буксирная для ДВС), вооружение в дюймах и фунтах (как было принято в британском флоте), бронирование в дюймах (ГББ - главный броневой пояс по ВЛ; ВБВ - верхний броневой пояс; НБТ и КБТ - носовой и кормовой бронетраверзы по краям цитадели; ВБП, СБП, ГБП, НБП - броня верхней, средней, главной и нижней палуб; Барб. - барбеты; Бш - башни; БК -казематы; НБР и КБР - носовая и кормовая броневые рубки. Экипаж (в большинстве случаев) по штату при зачислении в строй (сведения по экипажу в различных источниках очень противоречивы, что к сожалению, обычное явление не только для этого справочника, поэтому в данном сборнике использованы сведения из справочников «Jane's»), Технические данные кораблей приведены по состоянию на период службы от вступления в строй и до окончания Первой мировой войны. Для кораблей, прошедших последующие модернизации, сведения о изменении технических характеристик не приводятся.
В отношении опознавательной сигнализации на флоте и позывных кораблей во время войны необходимо добавить следующее. К 1914 году служба сигнализации в британском флоте и способы определения кораблей визуально на дальних расстояниях были достаточно хорошо развиты и изучены. В этом отношении к данному времени британский Королевский флот уже имел многовековой опыт. Начиная практически с 18-го столетия на флоте стали вводиться так называемые флажная сигнализация и кодовые книжки. Эта система предусматривала присвоение наиболее употребляемым сигналам специальные комбинации различных флагов, имеющих специальную хорошо различимую расцветку. Первоначально большинству флагов присваивались числовые значения, а позже и литерные. Одновременно с этим кораблям стали присваиваться собственные флажные позывные, которые позволяли точно определить какому из них предназначается тот или иной сигнал. С развитием средств связи, а также под влиянием других различных факторов (развитие тактики флота, увеличение корабельного состава и иные) те или иные сигналы и коды изменялись. Иначе обстояло дело с визуальной идентификацией кораблей, так как начиная с 19-го столетия британский флот всегда имел в своих списках не менее тысячи единиц плавсостава, включая сюда корабли разных классов - от мощных броненосцев и дредноутов до крохотных вспомогательных судов. Некоторый порядок был наведен после 1880 года, когда на флоте была проведения обширная реорганизация. Помимо прочего, она заключалась и в том, что корабли и суда стали формироваться в соединения по определенным признакам - общим типовым или техническим характеристикам, местам базирования и иное. Это позволяло использовать их гораздо более эффективно, при этом каждое соединение рассматривалось как отдельная боевая единица. В связи с этим специально организованным Советом Адмиралтейства по вопросам сигнализации (Admiralty Pendant Board) были разработаны и новые способы визуальной идентификации - в зависимости от принадлежности к соединениям корабли получали те или иные натрубные марки (светлые полосы, варьирующиеся по количеству, ширине и нумерации труб), а также литерно-цифровые комбинации, наносимые на бортах кораблей. Одновременно была упорядочена и система вымпельных позывных. Используя ограниченное число вымпелов были созданы специальные комбинации которые присваивались каждому кораблю, плавающему в водах Метрополии. Крупные корабли первой линии (современные линкоры и крейсеры) получили двухвымпельные обозначения (чаще всего это были две цифры, которые могли образовать сотню комбинаций от 00 до 99). Остальные корабли получили болев сложные комбинации, В частности старые крупные корабли и боевые корабли меньшего водоизмещения получили трехвымпельные позывные. Для удобства позывной был разбит на две или три группы - основной символ, номер и код. Из них основным являлся первый символ - обычно это был флаг-литера, который поднимался первым или верхним и обозначал принадлежность по месту базирования или к составу крупного формирования. За время войны значение основного символа не менялось. В этом качестве во время войны использовались следующие сигнальные флаги: N (база Nore), P (база Portsmouth), D (база Devonport), H (силы Harwich'a), G и позже F (введены для эсминцев Grand Fleet'a). Вторым символом был порядковый номер (два вымпела для двухзначного числа). В таком виде вариантов становилось гораздо больше - трехфлажных без использования кода их было 2600 штук (от А.00 до Z.99). Однако реально их было меньше так как в качестве основного символа использовалось ограниченное число флагов. По этой причине, а также по некоторым иным в ряде случаев одна из цифр номера заменялась кодом - флагом-литерой, и в этом случае номер состоял только из одного вымпела. Например по классификации декабря 1914 года эсминцы с основным символом Н получили для позывных следующие группы сигналов - от Н.00 до Н.99, от Н.0А до Н.9А, от Н.А0 до H.А9, от Н.СО до Н.С9 и от Н.0С до Н.9С - в итоге для 140 эсминцев (из этих позывных использованы были не все).