Н.В. Митюков
В истории испанских крейсеров периода испано-американской войны судьба крейсеров этой серии особенна. Построенные для службы в колониях в качестве флагманов, эти корабли к началу боевых действий были наиболее мощными единицами испанского флота в ее заморских водах. Волей судьбы они оказались в эпицентре трех наиболее выдающихся событий той войны: взрыва броненосцы "Maine" в Гаване, сражения у Кавите и обороны Сантьяго де Куба, из-за чего часто фигурировали в официальных сводках. Но вместе с тем, фактически устаревшие уже на стапеле, и приведенные в негодность еще до начала войны, они не оказали и не моли оказать существенного влияния на события той кампании.
В середине 80-х годов в Испании для колониальных нужд планировалось построить большую серию малых крейсеров 2-го ранга. Считая своих проектировщиков неподготовленными для такой задачи, правительство разместило заказы на крейсера во Франции и в Англии (по две единицы). После постройки этих крейсеров на основе более удачного (английский тип "Velasco") планировалась закладка уже на своих верфях еще шести кораблей улучшенного типа. К началу 80-х годов стало ясно, что кораблям этого типа будет сложно выполнять функции флагманского корабля, поэтому решили приступить к строительству сразу трех крейсеров-флагманов [1].
За основу проекта были выбраны хорошо зарекомендовавшие себя деревянные корветы типа "Aragon". При этом планировалось применить металлический корпус, увеличить скорость и вооружение при сохранении примерно такого же водоизмещения.
Строительство крейсеров велось под руководством дона Томаса Тарье (Tomas Tarrie). Головной корабль серии "Reina Cristina" был заложен 12 августа 1881 года в Ферроле в присутствии короля Альфонсо XII и королевы Кристины. Затем, также в августе, последовала закладка в Ферроле крейсера "Alfonso XII", а в Картахене - крейсера "Reina Mercedes".
Названия крейсерам присвоили в честь особ царствующего испанского двора.
Альфонсо XII (1857-1885) - старший из выживших сыновей королевы Изабеллы II, после реставрации монархии в 1874 году - король Испании.
Королева Мария Мерседес (1860-1878) - дочь герцога Монтпесье, с 1878 года жена короля Альфонсо XII. Скоропостижно скончалась через шесть месяцев после свадьбы.
Королева Мария Кристина (1858-1929) - дочь австрийского эрцгерцога Карла Фердинанда, с 1879 года жена короля Альфонсо XII. С 1885 по 1902 год (до совершеннолетия сына, будущего Альфонсо XIII) - королева-регентша.
Крейсер |
Место постройки |
Заложен |
Сошел на воду |
Готовность |
"Reina Cristina" |
Эль Ферроль |
12 августа 1881 |
2 мая 1887 |
1891 (*) |
"Alfonso XII" |
Эль Ферроль |
август 1881 |
21 августа 1887 |
1894 (*) |
"Reina Mercedes" |
Картахена |
август 1881 |
12 сентября 1887 |
1894 (*) |
(*) Имеется ввиду окончательная укомплектация крейсеров. Но еще до этого они участвовали в некоторых мероприятиях.
(По данным издания [1])
Водоизмещение |
3090 - 3900 т |
Длина |
84,82 м |
Ширина |
13,22 м |
Осадка |
6,70 м |
Поршневые механизмы; паровые котлы; 1 винт |
|
Мощность механизмов |
4100 л.с. |
Скорость |
15 узлов |
Запас угля |
720 т |
Дальность плавания |
4000 миль |
Вооружение: |
6 164-мм/35-калиб. орудий; 2 70-мм орудий; 3 57-мм и 2 42-мм пушки; 5 торпедных аппаратов |
Экипаж |
380 чел. |